Большая группа украинских ученых приняла участие в XXI Всемирном конгрессе международной ассоциации по изучению истории религий «Динамика религии: прошлое и настоящее» (XXI IAHR World Congress), который целую неделю —с 23 по 29 августа — проходил в немецком городе Эрфурт.
На этом крупном мероприятии с участием более тысячи ученых со всех уголков земли отдельную секцию посвятили мусульманскому обществу Украины и тем процессам, связанным с оккупацией регионов, которые произошли с мусульманами в течение 2014–2015 годов. Секция получила название «The response of Ukrainian Muslims to the challenges of the crisis year 2014» и вызвала интерес со стороны религиоведов, исследующих Ислам.
Президент Украинского центра исламоведческих исследований Саид Исмагилов, который выступал в роли модератора и открывал работу секции, проинформировал, что в результате оккупации украинского полуострова Крым и части Донбасса до 80% мусульманского сообщества Украины оказалось под оккупацией, такой же процент мечетей и религиозных учебных заведений, построенных мусульманами Украины, остались на оккупированной территории.
— Все это привело к полному переформатированию религиозной жизни мусульман и к определенным трансформациям мусульманских религиозных институтов, — отметил Саид Исмагилов.
Приведенное Исмагиловым подтвердили доклады других участников с подробным анализом состояния дел в этой сфере.
Так, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального университета «Острожская академия» Михаил Якубович в своем докладе на тему «Украинские мусульманские сообщества после кризисного 2014: новые вызовы и процессы» обрисовал ситуацию в украинском Исламе, связанную с аннексией Крыма и военным конфликтом на Донбассе.
Михаил Якубович заострил внимание и на новейших тенденциях в Крыму, где прежнее Духовное управление мусульман Крыма (ныне — ЦРО ДУМ Крыма и города Севастополь) становится все более интегрированным в русскую мусульманскую общину, что, в свою очередь, углубляет противоречия в среде крымских татар. Также была отмечена неоднозначность процессов на Донбассе, где институциональные и общественные измерения исламского сообщества полностью зависят от решения конфликта, а попытки создания «независимых» пророссийских исламских структур пока не увенчались успехом.
Отвечая на вопрос об интеграции различных мусульманских движений (представителей «Хизб ат-Тахрира» и других) уже на «материковой» части Украины, Михаил Якубович отметил, что в Украине в целом нет ограничений на исламскую деятельность, хотя власти не всегда относятся одинаково ко всем мусульманским сообществам. Докладчик также высказал предположение и о создании новых исламских структур в Украине, а также отметил значительное продвижение в деле языковой украинизации Ислама за последние годы, в чем значительную роль играют ВАОО «Альраид» и ДУМУ «Умма».
Кандидат философских наук, специалист Украинского центра исламоведческих исследований Руслан Халиков сделал обзор христианско-мусульманских отношений на современном этапе, подчеркнув, что к привычным способам ведения диалога между христианами и мусульманами в результате революционных событий и вооруженного конфликта добавились еще несколько. В частности, в докладе говорилось о совместном участии мусульман и христиан в протестных движениях (как во время Майдана, так и во время развертывания вооруженного конфликта), сотрудничество в обмене пленных, совместная работа в рамках капелланского служения и тому подобное. Из традиционных способов ведения диалога речь шла о сотрудничестве Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, а также о взаимном посещении христианами и мусульманами мероприятий друг друга. Также Руслан Халиков обратил внимание на то, что ситуацию следует рассматривать с учетом разницы между тремя условными территориальными зонами, а именно: Крымом, Донбассом и частью Украины, куда были направлены потоки вынужденных переселенцев.