В этом году Международная школа исламоведения работает в Стамбуле

7 июля в Стамбуле (Турция) начала работу VIII Международная летняя школа исламоведения, которую Украинский центр исламоведческих исследований на этот раз проводит в партнерстве с турецким просветительским фондом «Медресе Синана-паши».

В этом году школа собрала достаточно мощный состав участников. Как отметил в приветственном слове муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, «на научном мероприятии присутствуют 10 докторов наук (среди них — три профессора), 12 кандидатов наук, семь магистров, три журналиста, один муфтий и даже кандидат в народные депутаты; у нас есть специалисты по многим гуманитарным наукам и даже участник-физик». Представлены три страны: Турция, Украина (Киев, Одесса, Черновцы, Тернополь, Острог, Каменское, Одесса, Ирпень) и Польша.

Представитель комплекса Синана-паши Ахмед Тевке рассказал об истории и деятельности их вакфа, о том, что основным направлением работы является издание Корана и его переводов на разные языки, но кроме этого они инициируют и поддерживают другие просветительские проекты, поэтому с радостью стали партнерами украинской стороны в проведении Международной школы исламоведения. Он выразил надежду, что это сотрудничество будет плодотворным.

Муфтий Саид Исмагилов подчеркнул, что, учредив школу в 2012 году вместе с Игорем Козловским, они намеревались проводить ее в Крыму — и воплощали этот замысел первые два года, до российской оккупации полуострова в 2014-м. Это было важно, поскольку исламоведы не просто обсуждали теорию, но испытывали определенное погружение в культуру, историю, посещали достопримечательности и видели то, о чем они читали, собственными глазами. Возможность провести эту школу в городе, который в течение столетий играл роль сердца исламского мира, чрезвычайно ценна, и шейх Саид призвал религиоведов извлечь из нее максимальную пользу.

Известный религиовед Игорь Козловский, в свою очередь, добавил, что они задались целью «сформировать круг исламоведов и рассказывать правду об Исламе, опровергать мифы, распространяемые в СМИ и даже некоторыми учеными, — эти задачи мы успешно решили и уже вышли на новый уровень». Он отметил, что есть перспектива в следующем году расширить географию научного мероприятия на Грузию, Батуми: «Это было бы замечательно: чем шире география, тем больше перспективы».

Профессор Института Философии НАН Украины Людмила Филипович поблагодарила организаторов за то, что они пригласили такой мощный состав специалистов и так прекрасно приняли участников, создали просто невероятные условия. Она отметила межкультурность и межрелигиозность мероприятия — среди участников есть мусульмане и христиане, — а также отметила, что Стамбул имеет огромное цивилизационное значение не только для украинских мусульман, но и для украинских христиан: именно в этом городе турки-мусульмане позволили христианам сохранить резиденцию Патриарха Константинопольского, сыгравший важную роль для Украины, в частности в последние годы.

После приветственных слов начались доклады. Об актуальности затронутых выступающими тем свидетельствует то, что сессии «вопрос-ответ» чаще всего переходили в продолжительные дискуссии, где религиоведы коллективно искали новые идеи и предлагали способы решения насущных проблем.

Муфтий Саид Исмагилов рассказал об истории и современном состоянии исламских общин Украины, проанализировав структурные объединения украинских мусульман и их присутствие в информационном пространстве страны.

Игорь Козловский рассказал о суфизме в Турции и его влиянии на взгляды турецкого мыслителя Саида Нурси — даже участники, которые были неплохо знакомы с жизнью и творчеством Нурси, признавались, что услышали много нового для себя.

Абдулла Гёхан Акар из Университета Мармара обратил внимание участников на интересную особенность Корана: в нем можно искать намеки на высокие пределы человеческих возможностей и стремиться к этому. В качестве примера он привел историю пророка Сулеймана (мир ему), которому Бог покорил ветер, и он перемещался на большие расстояния за очень короткое время — чем не современный самолет? Самого ученого вдохновил аят о пророке Юсуфе (мир ему), где сказано, что его отец почувствовал запах сына на расстоянии, которое караван преодолевал как минимум за месяц, — поэтому его научная работа (он инженер телекоммуникационных технологий. — Ред.) была посвящена возможностям передачи запаха на большие расстояния. Сегодня он считает перспективным направлением анализ запаха на входе и передачу сигнала к мозгу человека на другом конце провода с помощью электронных импульсов, то есть физически запаха в пространстве пребывания этого человека нет, а он его чувствует.

Профессор Алла Бойко раскрыла тему Ислама в украинских медиа и преодоление стереотипов — этот доклад вызвал бурную дискуссию о проблемах украинской религиозной журналистики и способах их решения.

Разговор органично продолжил доклад Виктории Назарук о религиозных стереотипах в СМИ: участники обсуждали важность признания журналистских стандартов наподобие пособия BBC и механизмов контроля за их соблюдением.

Тема получила дальнейшее развитие в докладе Татьяны Ястремской «Ислам и межрелигиозный диалог в эпоху новых медиа». Говорили и о разработке программ по религиоведению и о необходимости введения их в качестве обязательного элемента учебных программ любых специальностей, чтобы повысить уровень взаимопонимания в обществе.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.