В понедельник, 9 сентября, по календарю Хиджры наступает десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»).
Этот день отмечается добровольным соблюдением двух- или трехдневного поста (9-10-го, 10-11-го или 9-11-го числа месяца Мухаррам).
Пост в день Ашура был принят пророком Мухаммадом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда был установлен обязательный пост в Рамадан, пост в день Ашура стал добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.
Как рассказал корреспонденту нашего издания Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид Исмагилов, Мухаррам является одним из месяцев «харам», т. е. запретных для войны и конфликтов, так как в древности в этот период паломники, совершившие хадж в Мекку, караванами возвращались домой.
«Пророк Мухаммад (с̣алла-Ллаху 'алайхи ва-саллам) говорил: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам». А самым важным днем месяца считается Ашура. В день Ашура, а также в предыдущий и в следующий дни мусульманам желательно соблюдать пост, который, согласно одному из хадисов, очищает от грехов за предыдущий год.
Пророк Мухаммад (с̣алла-Ллаху 'алайхи ва-саллам), согласно одному из хадисов, незадолго до смерти сказал: «Если наступит следующий год, тогда, с Божественного на то благословения (инШа’алла), будем соблюдать пост на девятый день [месяца аль-Мухаррам». Но до Дня Ашура следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил», — разъясняет шейх Саид.
Считается, что именно в день Ашура ковчег первого из пяти великих пророков — Нуха (мир ему!) подплыл к суше, поэтому всю оставшуюся жизнь Посланник Господа Нух постился в этот день в благодарность Господу.
Также именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (мир ему!) и его народа от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском. И Муса (а.с.) тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Аллаху за спасение.
«Мать верующих» Айша (да будет доволен ею Аллах) передала: «В джахилии (доисламская эпоха — ред) курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тоже соблюдал пост в этот день в Мекке. Когда Пророк, мир ему и благословение, совершил хиджру (переселение — ред) в Медину, он повелевал всем поститься в этот день и сам постился до тех пор, пока не было предписано поститься в месяце Рамадан. И тогда Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: — Кто хочет, поститесь в Ашура, а кто не хочет, может и не поститься» (Аль-Бухари).
Из этого хадиса следует, что в этот день желательно соблюдать пост, однако это не является предписанием для общины. Что касается поста курайшитов в доисламский период, то ученые пишут в толковании, что, возможно, иудеи подсказали это действие курайшитам, так как иудеи являются ахль аль-Китаб (людьми Писания), а курайшиты были многобожниками.
Ибн Аббас рассказал: «По прибытии в Медину через некоторое время, когда наступил месяц аль-Мухаррам, Пророк застал иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил у них: «Что это за день, в который вы соблюдаете пост?». Ему ответили: «Это — великий день! Аллах спас Мусу и народ его именно в этот день, утопив фараона вместе с войском. Поэтому Муса постился в этот день в благодарность. И мы соблюдаем пост в этот день».
Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Иудеи возвеличивали и считали священным день Ашура. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поститесь в этот день [и] вы [о мусульмане]».
В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, в котором пророк Мухаммад говорит: «Поститесь в день ‘Ашура’ и не будьте похожи на иудеев. Поститесь день до него и день после».
Считается, что те мусульмане, которые дают подаяния в этот день, получают вознаграждение «величиной с гору Ухуд». Верующие стараются радовать детей и близких, читать Коран, совершать другие богоугодные дела.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Лучший пост после Рамадана — пост в месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после предписанных — молитва, совершаемая ночью!» (Муслим)
Итак, можно заключить, что наиболее предусмотрительным является поститься на девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно поститься на девятый и десятый дни или только на десятый. В то же время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным, но воздаяние за него велико.
Пост в день Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день Ашура — искупления грехов прошедшего.