Культурно-художественные, межрелигиозные мероприятия, организованные во Львове с участием представителей мусульманской общины, всегда вызывают любопытство, ведь в последние годы интерес к Исламу и его последователям значительно возрос. Этому способствовали много факторов — и увеличение количества вынужденно переселенных лиц из Донбасса и Крыма, среди которых много мусульман, и публикация ранее неизвестных исторических фактов об отсутствии оснований считать это вероучение чужим на украинской земле, и стремление украинцев больше узнавать об истории, культуре, верованиях друг друга.
Что уж говорить о мероприятиях, демонстрирующих взаимовлияние разных культур друг на друга, или о таких, что открывают украинцам украинских же художников с до сих пор неизвестного ракурса?
Как ранее сообщал «Ислам в Украине», Исламский культурный центр им. Мухаммада Асада вместе с Львовским национальным литературно-мемориальным музеем Ивана Франко 15 июня провели вечер «Ex Oriente Lux! — С Востока свет» о творчестве Каменяра, который проявлял знание восточной культуры и традиций.
Местное издание ART-AREA не обошло вниманием это событие, отметив, что встреча, которая состоялась в «Доме Франко», разорвала все шаблоны. Во время мероприятия речь шла не только об основательной переводческой деятельности Ивана Франко, но и об Исламе, Львове как городе трех вероучений и вопросов религии в целом и о львовском Исламском культурном центре имени Мухаммада Асада.
Ввести в контекст затронутой темы участников мероприятия выпало заведующему экспозиционным отделом Виолетте Черниенко, которая дала старт предстоящей дискуссии.
— В автобиографическом рассказе «Горчичное зерно» Франко писал, что с детства его манил Восток. В предисловии к сборнику он отметил, что если поэзия обогащает, расширяет нашу индивидуальность, наполняет душу новыми впечатлениями, которые она бы не пережила в обычной жизни или пережила бы не с такой силой и ясностью, то при передаче иноязычной поэзии, поэзии древних народов и разных веков обогащает душу целой нации, строит мосты согласий между нами и предками. Собственно, Франко и был тем человеком, который строил мосты…
Литературовед, франковед, директор Львовского национального литературно-мемориального музея Ивана Франко Богдан Тихолоз тоже высказал свое мнение относительно значимости писателя не только для отечественной литературы, но и для распространения литературы Востока в Украине, а также о вопросах востоковедения в нашей культуре:
— Франко имел очень многоаспектные интересы к восточной культуре: и научный, и художественный, наконец, просто человеческий, который тоже очень важен. Результатом этого интереса являются художественные произведения и работы, о которых мы говорили. Но есть еще один важный аспект этой проблемы. Когда мы говорим о Востоке (особенно на Западе), мы слишком обобщаем. Если же обратить внимание на востоковедческой интерес Франко, то они касаются не только арабо-мусульманского региона, не только тюркских народов, но и индийской культуры, китайской, японской. Так же надо понимать, что Франко не был одинок в это время. В конце XIX века многие европейские ученые открывали культуру Востока и ломали стереотипы о прогрессивной культуре Запада.
Глава львовского Исламского культурного центра имени Мухаммада Асада Мурат Сулейманов во время посещения «Дома Франко» подарил музею книгу Михаила Якубовича «Ислам в Украине» и украинский перевод Корана.
Как пишет издание, на встрече имам рассказывал о деятельности культурного центра, делился впечатлениями о творчестве Ивана Франко в контексте востоковедения, развеивал мифы об Исламе, «упорно сидящих в голове украинцев», и отвечал на вопросы слушателей:
— Основная деятельность нашего культурного центра — это, разумеется, мечеть. Каждый мусульманин приходит туда для молитвы, чтобы почувствовать покой и изучать священный Коран, для чего есть несколько кружков как для мужчин, так и для женщин, для детей. В нашем центре также проводятся уроки арабского языка, изучать который могут все, кто этого пожелает. Кроме этого, проводится «круглый стол» для улучшения межкультурного и межрелигиозного диалога.
Как отметил Мурат Сулейманов, основная задача львовского ИКЦ — сломать стереотипы относительно Ислама:
— Люди бывают разные, и мы, мусульмане, боремся с другими мусульманами, которые неправильно понимают Ислам. Это большая проблема для нас. Поэтому мы стараемся ломать стереотипы, развеивать их, чтобы люди, которые приходят или будут приходить в наш центр, видели, что ничего страшного (в мусульманах и Исламе — ред.) нет.
Яна Русина, автор публикации на ART-AREA, выразила надежду, что подобные межкультурные встречи будут повторяться, мифы об «опасном» Исламе будут развеяны, а мечта всего Исламского культурного центра имени Мухаммада Асада — построение мечети — скоро станет реальностью.