На DOCUDAYS — свидетельства преступлений режима Башара Асада

31.03.2018
Оцените статью: 
(495 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Не бояться говорить о болезненном, о том, что натыкается на осуждение и непонимание, что замалчивается, о чем не хотят слышать. Не бояться говорить о «женском» и о политическом, о женском и одновременно политическом. Много разных и решительных женских голосов звучат в этом году на XV Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA в программе «Простое женское равенство».

Одна из лент, представленных на мероприятии — «Молчаливая война», посвященная судьбам женщин, пострадавших от режима Башара Асада в Сирии.

— С начала конфликта в Сирии тысячи женщин пострадали от изнасилований, которые сирийский режим использует как оружие в войне, совершая преступления против человечества. Женщины, которые высказываются в этом фильме, решили нарушить молчание. Их показания — редкостные, исключительные и очень грустные. Они — голоса неописуемых преступлений режима Башара аль-Асада, — говорится в анонсе фильма.

На сайте фестиваля блогер Юлия Кузнецова поделилась своими впечатлениями от просмотра этого документального кино:

— Уже не первый раз французско-британская журналистка Манон Луазо исследует актуальные конфликты и нарушения прав человека. В ее активе есть фильмы о российско-грузинской войне, Второй чеченской, Беслане, убийстве Политковской. В своей новой работе, «Молчаливая война», Луазу обращается к теме Сирии и призывает учесть столь длительное время игнорируемую сторону вооруженных конфликтов, как сексуальное насилие. В фильме собраны истории женщин, пострадавших от милицейских отрядов Башара Асада. От неправды не убережется никто, вояки проправительственной шабихи не смотрят ни на возраст, ни на социальный статус, ни на семейное положение женщин. Кто-то из рассказчиц был активным участником протестов, кто-то только оказывал медицинскую помощь пострадавшим повстанцам, кто-то просто попался на пути карательных формирований.

Обстоятельства, «вина» перед режимом не имеют значения — женщины являются ценным военным трофеем, их можно выгодно обменять. А насилие над женщинами — древняя военная тактика. «Режим использовал изнасилования, чтобы сломать мужчин», — объясняет бывшая лейтенантка армии Асада, ныне дезертирка. Часть зверств происходит в секретной тюрьме правительственных сил, однако не для того, чтобы сохранить преступления в тайне. Изнасилования и пытки снимают, а записи присылают повстанцам. Для женщин, выживших и освободившихся, насилие продолжается: в патриархальном сирийском обществе жертв стигматизируют, от них отказывается семья. «Изнасилование хуже смерти» — не только общепринятое мнение, а и принцип, которым руководствуется общество, умножая потери от войны…

Поделились своими впечатлениями от фильма «Молчаливая война» и посетители кинофестиваля. Журналист и блогер, культурный обозреватель Тина Пересунько написала:

— Посмотрела фильм «Молчаливая война» о массовом изнасиловании женщин в сирийских тюрьмах режима Башара Асада… Власть начала их преследование — задержание, пытки и целенаправленные изнасилования в специальных тюрьмах — после разгрома революционного восстания против авторитарного режима Асада в 2011 году. С тех пор количество арестов, пыток и сексуальных надругательств именно над женщинами, подозреваемыми в участии в антивластных митингах и «терроризме», растет. Самое страшное, что чудом выживая и вырываясь из тюрем (например, одну девушку, у которой случился инсульт после очередного изнасилования сразу пятью военными, спас врач, сообщив тюремщикам, будто она умерла), женщины обречены на пренебрежение со стороны собственного общества. После таких преступлений и осквернений женское тело, которое в соответствии с так называемыми традиционными религиозными ценностями считается храмом, становится носителем не чести, а стыда. Поэтому матери их выгоняют из дома, а братья или отец могут убить. Но даже после этого они признаются, что скучают по Сирии и мечтают «еще раз поцеловать маму…».

Одна из рассказчиц — девушка 1986 года рождения. Я думала о том, что могла родиться не в Киеве, а, например, в Дамаске и так же, как и она могла в конце своей реальной документальной истории предвидеть: «Этот фильм посмотрят, немного посмущаются, но потом будут дальше жить своей жизнью» …

Журналист и медиаэксперт Роман Кабачий тоже выразил мысли, которые возникли у него при просмотре этой киноленты:

— Фильм французского режиссера Манон Луазо, которая должна была приехать в Киев и, к сожалению, не приехала. Поэтому разговора по фильму не было, не было и аплодисментов, многие оставались в креслах еще по несколько минут, это свидетельство сплошного ужаса. Девушки, которых насилуют в тюрьмах пятеро мужчин каждый вечер (утром «прослушивания» и побои); девушки, которых насилуют и потом перерезают горло на глазах у матери и отца при входе войска Башара в город; девушки, которые совершают самоубийства; девушки, которых убивают отец или братья после изнасилования чужими мужчинами. Потому что, как оказывается, не все семьи могут это нормально принять. Очевидно, большинство опрошенных Манон женщин сняты за пределами Сирии (некоторые из них с затемненным лицом или сидящие спиной). «А мы же  были интеллектуалками», — говорит одна из них, тоскуя по отчизне. Вопрос, который я себе поставил — как можно ходить в мечеть, молиться Богу, уважать свою мать, женщину, сестру и потом насиловать чужую женщину, мать, сестру… Каждый день, до крови, до случаев выкидышей и инсульта. Это какое-то вырожденное представление о ценностях и мире. Героини фильма говорят: «Это наша восточная культура, и мы под давлением и режима, и общества после того, что с нами сделали».

Справка:

Манон Луазо начала создавать документальные фильмы в 1997 году в Москве для каналов France 2, Arte, Canal + преимущественно о проблемах с правами человека, запрещенных местах и землях, например, о Чечне, где она проработала более десяти лет. После России она создала несколько фильмов в Афганистане, а также в Индии и Пакистане. Все эти годы ее страстью было рассказывать еще неизвестные истории, способствовать тому, чтобы запрещенные голоса были услышаны.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Избранное: Грозный (2003), Пропавшие женщины (2006), Серийные убийства в стране Путина (2008), Женская революция в Йемене (2013), Война в Чечне без следа (2015)

 
 
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.