В культурном центре «Академия развития», который функционирует в Луцке как учебно-консультационный отдел Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, пятница 18 октября 2019 года стала днем, полным интересными встречами, дискуссиями и событиями, которые проводились в рамках информационно-просветительского мероприятия, организованного ОО «Крымские татары Волыни» и религиозной общиной мусульман «Рахма» города Луцк Волынской области.
Представители украинской мусульманской уммы встретились со студентами факультета международных отношений ВНУ в рамках реализации просветительского диалогового проекта «Спроси у мусульманина», основанного международной организацией «Mercy for Mankind» (Милость для миров»).
Со студенческой молодежью университета общались имам мечети, которая функционирует при Исламском культурном центре им. Мухаммада Асада, Мурат Сулейманов, заведующий отделом ознакомления с историей и культурой ислама Исламского культурного центра г. Киева Тарик Сархан и глава религиозной мусульманской общины «Рахма» города Луцка Сервер Зейнединов.
Тарик Сархан во вступительном слове рассказал о сущности, цели и задачи проекта «Спроси у мусульманина», ознакомил аудиторию с информацией об акциях, проведенных в процессе его реализации, а также озвучил перечень самых распространенных вопросов об исламе, которые интересуют участников встреч.
Как отметил господин Сархан, среди вопросов были в частности такие: почему в исламе Иисус не считается богом; почему мусульмане молятся пять раз в день; почему предвзятость по отношению к мусульманам не мешает при выборе места для отдыха (Турция, Египет, Дубай и т.д.); почему в исламе разрешено многоженство; почему право полигинии для мужчин не предусматривает права на полиандрию у женщин; почему мусульманин может жениться на христианке, а мусульманка выйти замуж за христианина не может.
Одним из распространенных является вопрос о запрете на употребление свинины и вина ...
Во время встречи, которая длилась полтора часа, каждый желающий мог сформулировать вопрос об исламе и получить на него ответ.
Студентов заинтересовали ответы на озвученные Тариком Сарханом популярные вопросы (оказалось, что они таки действительно интересуют многих), а также сформулировали свои.
Молодежь интересовалась историей возникновения и существования религиозных мусульманских общин в Украине и в частности в Луцке.
Интерес слушателей возник вокруг вопросов различий между основными течениями в исламе — суннизмом и шиизмом.
Интересным для аудитории были вопросы о сущности основных мусульманских праздников.
Некоторые вопросы свидетельствовали о низком уровне осведомленности студентов о сущности ислама и его ценностей, а также о наличии стереотипов и ложных представлений о мусульманах.
К сожалению, студенты четвертого курса — будущие международники-дипломаты, журналисты, уровень общей осведомленности которых — казалось бы, выше, чем у их сверстников, спрашивали о «угнетенной мусульманке», «принуждении носить платок», страданиях в компании нескольких других жен своего деспотичного мужа и тому подобное.
Поэтому гостям пришлось рассказывать, какие права имеют женщины и мужчины в исламе; обязательно ли мусульманке одевать платок.
Что касается платка, то слушателям разъяснили следующее: несмотря на то, что покрытие головы женщины является религиозным предписанием, религия не предполагает принуждения, поэтому решение «покрываться или нет» женщина принимает самостоятельно. Более того, украинские мусульманки борются за право на ношение платка и фотографирование на документы не простоволосой.
Перед тем, как отвечать на вопросы студентов, Тарик Сархан сделал небольшую преамбулу, разъяснив основные термины и понятия.
Тарик Сархан отметил, что в Украине существует дух религиозной свободы, а также царит атмосфера добрососедства между последователями различных вероучений; налажены действенный межрелигиозный, межконфессиональный диалог и сотрудничество.
В этом контексте было упомянуто и о деятельности Неформальной группы межрелигиозного мира, которая сплотила не только мусульман, христиан разных деноминаций, иудеев, но и атеистов, агностиков вокруг общей цели, которая заключается в налаживании понимания, взаимоуважения и согласия в обществе.