Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»

Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
Представители Украинской ассоциации религиоведов на передаче "Политолог" на "Радио Культура"
Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
"Радио Культура", передача "Полилог". Гости студии – муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов, вице-президент УАР Людмила Филиппович и представитель ДЭСС Вячеслав Горшков
Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
Ведущий передачи Евгений Захарченко задал гостям студии много вопросов
Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
Саид Исмагилов — среди участников передачи «Полилог» на «Радио Культура»
08.12.2021
Оцените статью: 
(105 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

 

Украина — многоконфессиональная страна, и ее гражданам присуще толерантное отношение к представителям разных религий, а государство заявляет о создании благоприятных условий для деятельности религиозных организаций, независимо от вероисповедания, и обеспечении равных прав и возможностей. Соответствуют ли действительности эти утверждения, решила выяснить редакция «Радио Культура».

К дискуссии о государственно-конфессиональных отношениях в многорелигиозной Украине 7 декабря были приглашены представители Украинской ассоциации религиоведов — ведущий украинский религиовед, вице-президент УАР, руководитель проекта «Религиозные меньшинства Украины и государственно-конфессиональные отношения» профессор Людмила Филипович, кандидат философских наук, член УАР, глава Украинского центра исламоведческих исследований, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов — и главный специалист отдела сотрудничества с религиозными сообществами Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Вячеслав Горшков.

Ведущий передачи Евгений Захарченко поставил гостям студии множество вопросов: не игнорирует ли украинское государство потребности религиозных меньшинств, учтены ли их интересы на государственном и местном уровнях, способствует ли религиозная плюральность, то есть естественное состояние общественного бытия, характеризующееся наличием в нем одновременно разных культурных форм, единству государства? Кого считать «религиозными меньшинствами», и что определяет этот статус? Не подвергаются ли притеснениям представители меньшинств, не чувствуют ли определенной дискриминации, и что может сделать и что делает государство для поддержки меньшинств и для помощи в налаживании межрелигиозного, межконфессионального диалога и сотрудничества?

Один из вопросов, которые ведущий адресовал шейху Саиду Исмагилову: воспринимают ли себя мусульмане Украины религиозным меньшинством?

— Дело в том, что у нас случилась трагедия: две трети мусульман Украины оказались на временно оккупированных территориях Крыма и Донбасса, — сказал шейх Саид. — Наиболее мусульманскими регионами Украины всегда были Крым и Донбасс, и именно российская оккупация этих регионов привела к тому, что мы считаем, будто в Украине около 1 млн мусульман. Но по факту на оккупированной территории примерно до 300 тысяч, с учетом тех переселенцев-мусульман, которые были вынуждены покинуть из-за репрессий, преследований оккупированные территории и переехать в другие регионы, на другие территории. И получается так: несмотря на то, что ислам это мировая религия с более чем 1,5 млрд последователей в мире, что исторически ислам более 1000 лет присутствует на территории Украины, фактически мы являемся сейчас религиозным меньшинством во всех регионах. Ни в одном из регионов Украины мусульмане не составляют не только большинства, но даже второй или третьей по количеству верующих конфессии.

Интересовался ведущий и состоянием христианско-мусульманского диалога, отметив, что общество нуждается в информации об общих ценностях, заложенных в обоих вероучениях. С этим утверждением согласен и муфтий ДУМУ «Умма»:

— Я абсолютно уверен, что нужно это демонстрировать, показывать, что у нас не просто очень много общего. И это правда, потому что между мусульманами и христианами гораздо больше общего, чем различий. Например, я говорю, что все нравственные ценности и в христианстве, и в исламе абсолютно тождественны. И хочу заметить, что каких-то специальных мероприятий на уровне конференций, диалоговой платформы, или как вот происходит встреча понтифика, Папы римского, с главой вселенского православия Патриархом Варфоломеем, которая обставляется, как встреча самых авторитетных и величайших церквей — такого у нас не происходит. Но на разных мероприятиях на государственном уровне, на разных конференциях, конечно же, мы встречаемся, общаемся, иногда делаем какие-либо совместные заявления, обращения. Однако это направление деятельности, которое должно способствовать объединению, взаимопониманию между всеми частями украинского общества, необходимо, и поэтому если будет такая инициатива, мы с радостью к этому присоединимся. Но возникает еще вопрос: у нас не одна православная церковь, так же и не одно духовное управление мусульман — и вот между кем находить понимание? Кто должен быть сторонами диалога? <…> Иногда разногласия внутри конфессии — будь то среди мусульман, будь то внутри христиан — так велики, что даже трудно представить, что все соберутся и будут о чем-то договариваться. То есть это у нас потребность — на перспективу.

Среди вопросов к Саиду Исмагилову от слушателей прозвучал и традиционный — он звучит на каждой встрече с участием мусульман. Речь о полигамии: разрешает ли современный ислам многоженство?

— Дело в том, что ислам оставляет за собой право, прописанное в Коране касательно многоженства. И эту норму нельзя отменить, поскольку это Божье дозволение, — ответил муфтий. — Однако это предписание не является обязательным, то есть мужчина не обязан иметь больше одной жены. Я хочу сказать, что у большинства мужчин-мусульман в мире — одна жена, а бывают такие, которые вообще не женаты. А другие в таких обстоятельствах или таких условиях, когда им необходимо иметь больше одной жены: например там, где ведутся боевые действия, и многие мужчины гибнут, из-за чего многие женщины остаются одинокими — к сожалению, в мусульманском мире в последнее время не прекращаются разные войны… Или есть какие-то другие причины, [в частности] медицинские, когда, например, жена не может иметь детей — тогда можно жениться во второй раз, взять вторую жену. И ислам оставляет это право, хотя в большинстве стран сейчас светское законодательство, есть свой кодекс, семейное право, и во многих странах не разрешено иметь больше одной жены. В других, преимущественно мусульманских, странах это разрешается. Так что ситуация такова, что есть мужчины-мусульмане, имеющие более одной жены, однако сейчас в мусульманском мире такая практика не очень распространена.

Касаясь вопроса прав и потребностей религиозных меньшинств в Украине, участники передачи говорили и о том, как можно выстраивать отношения между последователями разных церквей и религиозных организаций ради сплоченности украинского общества. Этот вопрос, по мнению вице-президента УАР Людмилы Филипович, довольно сложен, но, по ее мнению, сейчас, во многом благодаря ученым, формируется совершенно новая модель взаимоотношений между государством и религиозными сообществами:

— Мы формируем партнерские отношения и мы понимаем, что партнерство базируется на взаимоуважении. То есть мы уважаем выбор каждого человека и того сообщества, которое идет по тому или иному пути. Каждый духовный опыт для государства и общества бесценен.

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.