Находящийся в аварийном состоянии минарет обители странствующих дервишей суфийского ордена Мемлеви - Текие-Дервиш в Кезлеве (Евпатория) накренился на семь градусов и в любой момент может рухнуть, похоронив под своими глыбами бесценный памятник исламской архитектуры. Об этом в интервью «КП» заявила хранительница уникального храма, историк и обществовед Алифе Яшлавская.
По ее информации, еще при Союзе власти Кезлева начали ремонтировать минарет, поставили леса, которые так и «простояли лет двадцать».
«Если минарет упадет, мы лишимся храма. А ведь нам даже Турция завидует, что именно здесь, в Евпатории, сохранился такой памятник. Каждый год люди приезжают из Голландии, Германии, Прибалтики, чтобы поклониться Всевышнему и прикоснуться к святым стенам храма», - заявила она, добавив, что несмотря на это, сегодня местные власти спасать культурное наследие не хотят.
«Бьемся за него второй год, - говорят в Текие-Дервиш. - Уже и к Нестору Шуфричу обращались, и в крымский главк МЧС. Месяц назад приезжала комиссия, только посмотрели, и все. Будем к Василию Джарты взывать, хотя и он вряд ли поможет. Только на проект консервации храма нужно порядка 9,5 миллиона гривен! А еще минарет восстановить, стены мечети сделать, михраб уже раздваивается. Камни сыплются постоянно, могут в любое время упасть на туристов, ведь экскурсия проходит прямо под стенами».
Между тем, в Управлении по вопросам оборонно-мобилизационной работы и гражданской защиты населения Кезлева отметили, что в бюджете на это нет средств. «Поэтому с полмесяца назад мы писали письма в Рескомнац, в Комитет по культурному наследию АРК и в Государственную службу Украины по культурному наследию. Ответ дали, что проект будет рассматриваться», - добавили в Управлении.
Для справки
Текие
К сожалению, о евпаторийском текие нет никаких письменных сведений; ничего не известно ни об истории здания, ни об авторе, ни о дате постройки. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью: разного рода достройки к нему продолжались вплоть до XVIII в. Время донесло до нас в целости оригинальнейшее архитектурное сооружение – основное здание текие. В евпаторийском текие много общего с другими сооружениями средневековой Евпатории - Гезлева и, в частности, с Джума-Джами.
Текие тоже центрально-купольное сооружение высотой около 20 м, в плане представляющее квадрат со стороной 11,8 м, вокруг которого располагаются многочисленные «комнаты-кельи». Квадратное центральное помещение переходит в восьмигранник, возвышающийся на 2,3 м над кровлей.
Мощные стены сложены из плотного камня и внутри оштукатурены. Никакой росписи стен не сохранилось. Михраб, который обычно устраивался в южной стене храма, здесь отсутствует.
По всем статьям текие следует датировать XIV-XV вв.
Дервиши
У мусульман отсутствует понятие «монашество» в том виде, в каком оно принято у христиан. О суфийских набожных странствующих людях (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним.
Дервиш - персидское слово - значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные - в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и берет свое начало из Индии.
Суфизм
Суфизм (на арабском «тасаввуф» - буквально «одетый в шерсть», от арабского «суф» - грубая шерстянная ткань и одежда из нее – отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта – слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях.
Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма – единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена.
Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви («крутящиеся дервиши»), рифаи («воюющие»), каландари («бритые»), чисити («музыканты»), накшбанди («молчальники»).
Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например, великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие.
Примечательно, что этот загадочный орден сохранил свою деятельность по сей день. В турецком городе Коньи ежегодно в августе собирается большое количество людей - посмотреть и приобщиться к таинству - мистическим пляскам дервишей.
Репортаж канала «Украина» о хранительнице Текие дервишей Алифе Яшлавской, единственной на постсоветском пространстве женщине-дервише.
По материалам QHA
Ссылки на тему:
В Старом Крыму разрушаются архитектурные памятники средневековья