Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»

Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
Виталий Оверко: ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир»
08.08.2018
Оцените статью: 
(437 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

«Тому, кто построит мечеть,

даже с размером гнезда куропатки,

Всевышний построит дом в Раю»

Имам мусульманской общины города Каменское Виталий Оверко надеется, что Ид аль-Адха он вместе с единоверцами встретит уже в новопостроенной мечети. Это огромная радость для местных мусульман, так как до сих пор мечети там не существовало, а община собиралась в небольшой мусалле.

Об этом и о том, что даже полтора десятка человек, объединенных единой верой и стремлением, могут преодолеть трудности и обрести место для поклонения Всевышнему, корреспонденту издания «Ислам в Украине» рассказал сам Виталий Оверко.

В соцсети Facebook на Вашей странице я увидела фотографии строительства, из комментария к снимкам стало ясно, что это возводится мечеть. Расскажите, что этому предшествовало, где и долго ли идет строительство, как собирались средства на благое дело?

— Мечеть мы строим в городе Каменское, раньше это был Днепродзержинск — такой себе центр атеизма. Но несмотря на глубинное советское прошлое, в нем сохранилось достаточно много мест поклонения Богу. Есть даже католический костел, который был построен в XIX веке поляками, приехавшими строить металлургический завод и работать на нем. Но мечети, по крайней мере в историческом прошлом или точнее в соответствии с той историей, что нам осталась после ее «подчистки» Российской империей, здесь еще не было. Возможно, в давние времена, когда эту землю населяли печенеги, принявшие, по некоторым сведениям, ислам в ІХ веке, или же хазары, принявшие его после поражения от Марвана ІІ в начале VІІІ века. Но сведения об этом до наших дней не дошли.

Восемь лет назад мне удалось восстановить родственные связи с двоюродной сестрой, которую я не видел до этого 22 года. Даже и подумать не мог, что когда-либо увижу ее снова. Но по воле Всевышнего Аллаха родственные связи восстановились и мы стали их поддерживать. С началом военных действий на Донбассе оставаться там стало опасно и нам нужно было искать место, куда переехать. Когда возникла такая сложная ситуация, раздался звонок сестры, которая сказала: «Я знаю, что у вас там происходит, приезжайте, побудете у меня». Мы, конечно, думали, что это не надолго, поехали и планировали вернуться. Но оказалось, что это — надолго, и мы решили обосноваться в этом городе.

Я знал, что есть община мусульман в Днепре, познакомился с ними и потом узнал, что у нас тоже собираются мусульмане на джума-намаз (там была небольшая мусалля*). Я тоже туда приходил, а с приездом Эдгара Девликамова** решили создать мусульманскую громаду в составе ДУМУ «Умма». Потихоньку вокруг нас начали собираться люди. Мы ходили по рынку, знакомились с людьми прямо на улицах, просили рассказать о нас своим знакомым.

То есть даже до того момента, когда было принято решение возвести мечеть, уже сформировалась своя община… Но где же молились мусульмане, где собирались на джума-намаз?

— Сначала мы снимали помещение на окраине в неудобном месте, потом перебрались в более подходящее. Собирались на джума. Зачастую на аср, магриб или иша намазы, иногда на фаджр. Проводили уроки арабского языка и т. д. Однажды мы познакомились с одним человеком, который как-то предложил начать строить мечеть. Конечно, это было воспринято «на ура», но мы не знали, как это будет происходить, что будет делаться, но решили все-таки попробовать. И человек начал собирать средства, которые мог — по знакомым, по друзьям и так вот и начала строиться мечеть.

Вы не называете имени этого человека. Почему?

— Этот человек делал и делает это благое дело не для какого-то самопиара и не для того, чтобы кто-то, узнав о его добрых делах и намерениях, похвалил его. Поэтому он категорически против того, чтобы его имя где-то озвучивалось.

Слышала, что с приобретением недвижимости под будущую мечеть не все сразу «склеилось» — весь процесс сопровождался целым сериалом совпадений, подсказок, которые случайными трудно назвать…

— Конечно, прежде чем мечеть начала строиться, произошло несколько удивительных событий. Сначала нужно было купить дом. Недвижимость в нашем городке, в общем-то, недорогая, но для нашей маленькой общины это серьезные траты. Тем не менее мы нашли дом, однако в объявлении была указана сумма, которая превышала то, что мы смогли насобирать. Однако мы решились позвонить. Хозяйка дома, узнав, что мы звоним по объявлению, сразу же сказала такую фразу: «Если берете, то я сразу делаю скидку, но больше не торгуюсь», и назвала ровно ту сумму, которая была у нас в наличии. Мы согласились и решили дать залог, хоть он и был очень большим. На этапе передачи залога выяснилось, что дом принадлежит двум хозяевам, что не все документы есть и не ясно, когда будут готовы. Мы с сожалением отказались от небезопасной сделки и начали искать другой дом. Через неделю или около того мы нашли подходящий дом и даже за меньшую сумму. Опять вели переговоры, дошли до передачи залога, но вот что-то «держало мою руку» и я не решился его отдать. Причины — тоже в документах, но в этом случае можно бы было и закрыть на это глаза. Именно в тот день, когда я думал, давать или не давать залог за второй дом, вечером раздался звонок и хозяйка первого дома сказала: «Мы сделали все документы». Я находился в неоднозначной ситуации. С одной стороны, первый дом намного лучше подходит для мечети, а с другой — сделку мы в принципе заключили по второму дому, хоть и не дали залога. Потом раздался второй звонок от риелтора, который сказал, что второй дом уже продан. После этого звонка моя растерянность сменилась радостью. Я поблагодарил Аллаха за помощь и позвонил хозяевам первого дома: «Мы берем дом, платим всю сумму сразу без залога». Вот таким удивительным образом мы получили место под мечеть.

И вы сразу же начали строительство?

— Начали уже практически зимой. Строили понемногу, что-то делали своими руками, в основном черновую работу, не требующую особой квалификации. Собирали средства по знакомым, близким и далеким, кто-то мог пожертвовать больше, кто-то — меньше, некоторые люди приносили по 50 гривен на джума и отдавали на строительство. За это время они принесли вполне себе приличную сумму, которая превышает некоторые единоразовые пожертвования.

Вы сказали, что община у вас не очень многолюдная. И как же удалось собрать деньги не только на приобретение участка, но и на непосредственно само строительство?

— Можно сказать, что община из 15 человек со средним достатком вполне может насобирать за два-три года на небольшой домик под мечеть и отремонтировать его. Тут важно иметь целеустремленность и спаянность, желание решать конфликты и примиряться, смирять свою гордыню и прощать друг друга. В этом случае Аллах по своей милости даст им мечеть.

И когда же в новой мечети прозвучат слова молитвы?

— ИншаАллах, мы Ид аль-Адха встретим уже в полностью построенной мечети «Аль-Басир».

__________________________________________

* Мусалла, мусалля (  المصلى‎) намазгох, намазга — первоначально синоним мечети, затем — праздничная загородная  мечеть, предназначенная для молитвы и жертвоприношения в праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. В более широком смысле — молитвенный зал, в том числе находящийся в мечети.

** Эдгар Девликамов – имам мечети Исламского культурного центра г. Днепр, заместитель муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.