На интернетовских форумах, посвященных проблемам образования в Украине, горячо обсуждается введение в школьных курс факультатива «Этика веры». Поводом послужило обращение нескольких членов Академии Наук Украины и докторов наук к министру просвещения И. Вакарчуку с просьбой о запрещении этой дисциплины в школах.
Аргументация ученых проста и удивительна: если в школах будут преподавать «Этику веры», то Украина быстро превратится в клерикальное государство и погрузится в мрак средневековья (нашли бы хоть одного историка, который объяснил, что средние века были не хуже и не лучше, чем, например, Новое время или эпоха построения социализма-тоталитаризма в отдельно взятой стране). По их мнению, преподавание «Этики веры» разделит учащихся на «своих и чужих», породит враждебность в обществе, приведет к падению ВВП и техногенным катастрофам, снизит уровень среднего и высшего образования, будет способствовать распространению инфекционных заболеваний, эмиграции атеистов и религиозных диссидентов. Но самое страшное – то, что Украину не примут в Евросоюз. Из-за школьного курса «Этики веры».
Достаточно «страшилок»? По мнению господ «подписантов», вполне.
Да, действительно, по Конституции Украины, Церковь отделена от государства. Но украинское законодательство также предусматривает соблюдение прав верующих всех конфессий, в том числе и право на обучение детей.
Начнем с того, что «Этика веры» предлагается как факультативный курс. То есть, хочешь – посещай его, не хочешь – не посещай. Далее – предполагается, что школьников будут знакомить с основами всех мировых религий, углубляясь в этический аспект. Что в этом плохого? Напротив, если юный христианин будет знать, что джихад – это не синоним террористического акта, как ему объясняют по телевидению или радио, а необходимые ступени нравственного совершенствования каждого мусульманина, то вряд ли сосед по парте, исповедующий ислам, станет для него чужим. И, думаю, не сможет ребенок из атеистической семьи, ознакомившись с историей христианства, преследовать греко-католика за то, что он по воскресеньям идет не в компьютерный клуб, а в храм.
Кроме того, не следует думать, что преподавание в школе математики сделает из всех учеников математиков, биологии – ботаников, а литературы – писателей и поэтов. Дети эпохи постмодернизма получают огромное количество информации, их кругозор формирует такое множество источников, что школьный курс «Этика веры» просто блекнет перед информационными массивами. Поэтому говорить о доминанте религии в сфере образования или о каком-либо серьезном влиянии на формирование сознания школьника просто смешно. Доминирующей тут может быть только семейное воспитание.
А вот с Евросоюзом наши господа ученые лукавят. Или искренне заблуждаются? Ведь для того, чтобы уяснить для себя и для аудитории положение с религиозным обучением в этих странах, достаточно ознакомиться с книгой «Государства и религии в Европейском Союзе» - М., 2009.
В Англии в каждой государственной школе основная учебная программа включает религиозное образование для всех учеников. В Бельгии государственные школы предлагают выбор между изучением одной из признанных религий и изучением нерелигиозной этики. В Дании предмет «изучение религиозных знаний» является обязательным в учебном плане для всех учащихся с 1-го по 10-й класс. В Ирландии среднее образование обеспечивается различными учреждениями, преимущественно религиозными. Но если родители возражают против религиозного образования, то школьники могут не получать его. Религиозное обучение проводится в государственных школах Франции, школы принимают учеников без различий по признаку расы или религии. В Нидерландах, где плюрализм является основным принципом в отношении к религиозной жизни граждан, государственное образование осуществляется с уважением к религии или верованиям каждого. Существуют акты, рекомендующие уделять внимание различным религиозным ценностям и традициям, а также положение о религиозном образовании в государственных школах. В постсоветской Эстонии местом проведения религиозного обучения является государственная школа. Согласно законодательству этой страны, изучение и преподавание религии в общеобразовательных школах является добровольным и неконфессиональным.
Не исключено, что опыт Евросоюза мог бы быть полезным Украине. Если его проанализировать и сделать выводы, а не отвергать огульно и безапелляционно.
Один из «подписантов», доктор технических наук, говорил мне: «Ну посмотри, ведь и в России даже правозащитники выступили против религии в школе». Вот уж действительно, слышим звон, да не знаем, где он. Полемика о введении подобного курса ведется и в РФ, но, насколько позволяет мне знакомство с этой проблемой, обсуждается введение в школьную программу обязательного курса «Основы православной культуры». Безусловно, для многоконфессионального государства, каким является Российская Федерация, отдавать предпочтение одной – пусть и наиболее многочисленной конфессии – несправедливо. А если учесть исторически сложившиеся азиатски-замысловатые связи Православной Церкви с властью, государственными структурами и т.п., то и просто небезопасно.
Но в Украине нет, и в обозримом будущем не может быть главенствующей (государственной?) Церкви. Конкурирующие партии, политические блоки, отдельные политики, олигархи публично посещают различные христианские церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, помогая им, «чем Бог послал». А непублично просят не столько благословения, сколько поддержки на выборах. И, что греха таить, им ее дают. И «голоса», которые они получают, совсем не те, которые в религиозном экстазе слышат «избранные», а реальные «так!» в избирательных бюллетенях.
Думаю, что публичное письмо нескольких украинских ученых и его обсуждение на интернет-форумах – не классический спор «физиков» и «лириков». Письмо неслучайно появилось перед выборами в президенты Украины.
Запрещение изучения в средних школах «Этики веры» значительно снижает интеллектуальный и нравственный уровень украинской молодежи (для политиков – потенциальных избирателей). Незнание подрастающим поколением философско-моральных основ мировых религий и непонимание роли и места Церквей в государстве непременно приведет к тому, что партии и отдельные политики будут иметь в подчинении «свою» Церковь с прихожанами-электоратом и никто не будет протестовать. Потому что большинство так и не узнает, что такое религия, этика, мораль.
Алла БОЙКО, доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
По материалам РИСУ
Ссылки на тему:
Новости
Муфтий Крыма встретился с директорами крымскотатарских школ
За преподаванием в школах Крыма основ православной и исламской культуры установят контроль
Вопрос воспитания молодежи стал темой научно-практической конференции, проведенной в Крыму
Другие статьи автора
Межконфессионные конфликты в Крыму раздувают политики и журналисты, - мнение эксперта