В середине мая этого года я уже анализировал текущее состояние взаимоотношений между новой властью в стране и Меджлисом крымскотатарского народа, перспективы их развития. Тогда, после выступления Президента Украины В. Януковича в Страсбурге перед Парламентской ассамблеей Совета Европы и встречи В. Януковича с представителями крымских татар М. Джемилевым и Р. Чубаровым, казалось, что недоразумения, недоверие, подозрения остались позади, а впереди – согласованная совместная работа двух сторон над решением злободневных проблем крымских татар.
Однако жизнь распорядилась иначе. Взаимоотношения между властью и Меджлисом продолжали ухудшаться, и стало очевидным, что суть проблемы – не на уровне тактики, а, скорее, стратегии. Можно также утверждать, что нынешний кризис во взаимоотношениях между командой нового Президента и Меджлисом был практически неминуемым.
Меджлис крымскотатарского народа был создан в 1991 г. на волне подъема национального самосознания крымских татар и началом их массового возвращения на историческую родину – в Крым после долгих лет депортации. Тогда Меджлис, возглавляя процесс возвращения и адаптации крымскотатарского народа, по праву стал признанным коллективным лидером крымских татар, объединившем на основе своей программы и принципов подавляющую часть крымских татар. Меджлис объявил себя единственным общенациональным представительским органом крымских татар. Эту роль Меджлиса признали как на международном уровне, так, и, по умолчанию, украинская власть. Долгое время официальный Киев устраивал сложившийся формат взаимоотношений власти и крымских татар. Считалось, что именно через Меджлис как единственно общепризнанный представительский орган крымскотатарского народа легче вести диалог с крымскими татарами и сохранять управляемость социально-политическими процессами в рамках самого крымскотатарского народа, не допускать каких-либо опасных для социально-политической стабильности в Крыму отклонений.
К тому же крымские татары во главе с Меджлисом выполняли важную сдерживающую роль как для тех сил на полуострове, так и в соседней великой северно-восточной стране, которые постоянно старались разыграть «крымскую карту», оживить на полуострове сепаратистские, антиукраинские настроения.
Традиционно, Меджлис и его руководство симпатизировало украинским национальным демократическим силам, и, прежде всего, Народному Руху Украины. Этому способствовала и многолетняя дружба между Председателем Меджлиса крымскотатарского народа М. Джемилевым и лидером Руха, легендарным В. Черновилом, которая завязалась между ними еще во время совместного пребывания в ГУЛАГЕ. В 90-е годы был создан политический блок ННР - Меджлис. Это позволило Руху значительно поднять свои показатели в Крыму, когда все крымские татары голосовали за список Руха, в то же время, несколько лидеров Меджлиса вошли по спискам Руха в украинский парламент. Такая практика была позаимствована в начале и Нашей Украиной, по списку которой М. Джемилев и Р. Чубаров избирались депутатами Верховной Рады Украины.
Проблема взаимоотношений между официальным Киевом и Меджлисом осложнялась тем, что Меджлис находился как бы вне политико-правового поля Украины, так как не удавалось на законодательном уровне решить ряд важных политико-правовых вопросов обустройства и адаптации крымских татар, определяющий как их статус, так и статус Меджлиса. В какой-то мере остроту этой проблемы удалось временно снять в мае 1999 года, когда по инициативе Л. Кучмы был создан Совет представителей крымскотатарского народа как консультативно-совещательный орган при Президенте Украины. Совет создавался с целью более оперативного решения политико-правовых, социально-экономических, культурных и других проблем, связанных с адаптацией и интеграцией депортированного крымскотатарского народа в украинское общество. Обращалось также внимание на неопределенность правового статуса Меджлиса и тем самым фактически признавалось, что Совет представителей стал своеобразной временной формой легализации статуса Меджлиса, ибо в его состав вошло практически все руководство Меджлиса.
Президентские выборы 2010 года поставили крымских татар в сложную ситуацию. С одной стороны, за все время своей президентской каденции В. Ющенко ни на шаг не приблизился к решению многих назревших проблем крымских татар. Лишь в конце 2009 года он проснулся и в специфической для него манере издал указ о создании специальной следственной группы по расследованию преступлений советского режима против крымскотатарского народа.
Курултай крымскотатарского народа накануне первого тура выборов призвал соотечественников не отдавать свои голоса за конкретного кандидата, а голосовать только за кандидатов, выдвинутых национально-демократическими силами. После же первого тура выборов Меджлис принял обращение к своему народу с рекомендацией поддержать во втором туре кандидатуру Ю. Тимошенко. Этот шаг со стороны Меджлиса был вызван, прежде всего, неприятием со стороны крымских татар тех членов команды В. Януковича, которые, по их мнению, занимали антитатарские позиции, оправдывали сталинскую депортацию крымскотатарского народа и, находясь на государственной службе в Крыму, ущемляли права и интересы крымских татар.
Как известно, президентом Украины стал лидер Партии регионов В. Янукович. Меджлис оказался в сложнейшей политической ситуации. Победила та политическая сила, которая прочно ассоциировалась у него как откровенно антитатарская, ибо она открыто объявляла о своей симпатии к России, которая традиционно считалась крымскими татарами источником всех бед и страданий, в том числе и страшной депортации.
Однако интересы крымскотатарского народа, да и свои интересы сохранения себя в качестве вождей крымских татар, требовали от лидеров Меджлиса начать поиски путей сожительства с новой властью, примирения с ней. Меджлис и его руководство при своих первых контактах с представителями новой власти выдвинули в качестве формата сотрудничества старую, и, казалось, испытанную модель – Президент Украины – Меджлис крымскотатарского народа. Однако они не учли как менталитет, настроения, принципы, характер нового Президента Украины и его окружения, так и те серьезные изменения в самой крымскотатарской среде, которые значительно поколебали авторитет и влияние Меджлиса среди своих соотечественников.
Как показали последующие события, Президент Украины В. Янукович не считает для себя оптимальным традиционный со времен Л. Кучмы формат отношений с крымскими татарами, по которому исключительное право на предоставление крымскотатарского народа принадлежит Меджлису. Новый президент Украины не хочет признавать особую роль Меджлиса как единого общенационального представительского органа крымских татар. И дело конечно не в том, что крымские татары поддерживали В. Ющенко и Ю. Тимошенко, хотя этот фактор тоже играет свою весомую роль. Нам, однако, представляется, что главная причина лежит в другом. Президент В. Янукович и его команда приступили к коренному переформатированию политического пространства всей Украины, а в том числе и Крыма. Меняются правила выборов, упраздняются районные советы в Киеве, количество депутатов в правящей коалиции приближается к критической отметке – 300 голосов, намечается отмена политической реформы 2004 года, страна возвращается к президентско-парламентской форме правления. Новый Президент поменял даже все прежнее руководство крымской автономии, несмотря на то, что там крымские регионалы и прежде имели абсолютное большинство. Но даже и они были признаны ненадежными и были заменены донецко-макеевскими.
В этот новый ландшафт политической жизни страны Меджлис с его авторитетными и признанными на международном уровне лидерами, позволяющими иметь свою позицию, просто не вписывается. Значит, по логике некоторых представителей команды президента, «Карфаген должен быть разрушен», то есть, Меджлис должен каким-то образом исчезнуть, раствориться.
Правда, в начале со стороны Президента Украины, как об этом говорил М. Джемилев, во время встречи с руководством Меджлиса 13 мая В. Януковичем было поставлено требовании о том, что «крымские татары должны быть в его команде, то есть во всем с ним соглашаться и поддерживать все его решения. В первую очередь имелось в виду, что единственный депутат от крымских татар в Верховной Раде Украины должен в индивидуальном порядке перейти в правящую коалицию и, разумеется, голосовать за все законопроекты, предлагаемые или одобренные Партией регионов».
Это предложение М. Джемилевым было отклонено, хотя, одновременно им было сказано, что лидеры Меджлиса готовы тесно сотрудничать с Президентом во всех вопросах, где совпадают взгляды обеих сторон и особенно в решении проблем крымскотатарского народа. Президенту Украины стало ясно, что на безоговорочную поддержку своего курса со стороны лидеров Меджлиса ему не приходится рассчитывать. И, как следствие, по нашему мнению, команда В. Януковича окончательно утвердилась в своем решении об удалении Меджлиса с политического поля Крыма или, по крайней мере, лишения его нынешнего статуса и влияния.
Первый серьезный шаг в реализации этого решения был сделан 3 августа. Буквально за день до предполагаемой встречи Президента Украины с Советом представителей крымскотатарского народа стало известно, что формат встречи изменен. Во-первых, в официальном приглашении для руководства Меджлиса говорилось о встрече с «представителями крымских татар», а не с Советом представителей крымских татар. Во-вторых, в списке приглашенных на эту встречу оказались представители нескольких крымскотатарских политических структур, являющихся открытыми противниками Меджлиса – а именно – «Милли Фирка» и Координационный совет общественно-политических сил крымскотатарского народа.
После нескольких безуспешных попыток изменить формат предстоящей встречи, Меджлис принял решение не принимать в ней участия. На встрече представителей крымских татар с Президентом страны В. Янукович довольно жестко высказал свое отношение по поводу позиции руководства Меджлиса: «К кому они в оппозиции? К Автономной Республике Крым? Такая позиция руководства Меджлиса ведет в никуда!»
Через несколько дней, 26 августа вышел Указ Президента Украины «Вопросы Совета представителей крымскотатарского народа». В его преамбуле, где излагались цели Совета, исчезло упоминание о Меджлисе, также был кардинально изменен состав Совета. Во-первых, он был значительно сокращен, во-вторых, из 19 членов Совета, представителей Меджлиса осталось всего 8, то есть, они оказались в меньшинстве.
Попытки же Меджлиса договориться о новой встрече Президента Украины с представителями крымских татар в составе одного лишь Меджлиса, закончились безрезультатно.
Таким образом, вырисовываются контуры политики новой власти в отношении крымских татар:
1) кардинальное изменение соотношения сил в крымскотатарской среде, которое должно привести к резкому уменьшению влияния и авторитета Меджлиса и выдвижению на первый план таких лояльных к партии регионов структур, как уже упоминавшиеся «Милли Фирка» и Координационный совет.
2) Осуществление важных мер по решению ряда проблем крымских татар в социально-экономической и гуманитарной сферах, однако, без опоры на Меджлис и его участия, что также должно привести к утрате Меджлисом своего влияния среди соотечественников.
Характеризуя нынешнюю политику Главы государства по отношению к крымским татарам, политолог Д. Батурин отмечает такие ее особенности:
разрушение монополии Меджлиса на представительство интересов крымских татар перед органами власти;
выстраивание новых правил взаимоотношений с крымскотатарским национальным движением. Теперь именно Президент, а не Меджлис является инициатором решения вопросов, связанных, в том числе, с обустройством репатриантов.
На третьей сессии Курултая V созыва 28-29 августа была определена политическая линия Меджлиса в нынешней ситуации. Делегаты призвали Президента Украины вернуться к прежнему принципу формирования Совета представителей крымскотатарского народа – делегированию татарами, а не назначение главой государства. При этом М. Джемилев заявил, что пока этого не будет сделано, члены Меджлиса не будут участвовать в работе Совета. Кроме того, М. Джемилев заявил, что представители Меджлиса будут участвовать в местных выборах по спискам Народного Руха Украины. «У нас не было никаких оснований, чтобы прекратить наши договорные отношения с партией Народный Рух. Поэтому идем с Народным Рухом», - сказал лидер Меджлиса.
Таким образом, накануне нового политического сезона в Украине, который начнется выборами в органы местной власти и самоуправления, позиции Президента Украины и Меджлиса определены достаточно четко. Команда Президента Украины взяла курс на вытеснение Меджлиса с позиций единого представительского органа крымских татар и формирование новой архитектуры политических структур в крымскотатарской среде. Меджлис призывает Президента Украины вернуться к принципу делегирования членов Совета представителей крымскотатарского народа, надеясь таким путем вновь восстановить свое лидирующее положение во взаимоотношениях крымских татар с центральной властью. При этом лидеры Меджлиса отказываются войти в политическую команду Президента.
Чем же закончится это противоборство? Каковы его возможные последствия для крымских татар, для состояния социально-политической стабильности в Крыму?
Принципиальное значение будут иметь результаты, которые продемонстрируют Меджлис и другие политические структуры крымских татар на предстоящих местных выборах. Они документально засвидетельствуют уровень влияния Меджлиса, «Милли Фирка», Координационного совета и других на своих соотечественников.
Конечно же, степень влияния Меджлиса за последние годы значительно снизилась. Здесь сыграли свою роль ряд объективных и субъективных факторов и не в последнюю роль, ошибки и просчеты руководства Меджлиса. «В настоящий момент Меджлис вовсе не пользуется таким авторитетом, каким он пользовался ранее. Сейчас мы видим процесс расслоения в крымскотатарской среде», - заявляет крымский политолог В. Джаралла. В этом контексте представляется маловероятным возвращение к прежней модели взаимоотношений власти с крымскими татарами, в которой Меджлису отводили определяющую, монопольную роль.
Однако, резкое изменение баланса сил в крымскотатарской среде, искусственное выдавливание Меджлиса как центрального, ведущего актера в политической жизни крымских татар, его взаимоотношениях с центральной и региональной властями могут иметь серьезные негативные последствия. На это обратил внимание даже такой многолетний оппонент Меджлиса как лидер крымских коммунистов Л. Грач. «Я, мягко говоря, не являюсь сторонником Меджлиса, тем не менее, я понимаю, что в Крыму живут двести тысяч крымских татар и нужно думать о наиболее острых межнациональных отношениях, которые все обостряются и обостряются», отметил Л. Грач.
Удастся ли руководству страны сохранить управляемость социльно-политическими процессами в крымскотатарской среде в случае ухода с политической сцены Меджлиса, не откроются ли тогда широко двери для ухода многих крымских татар, особенно молодежи, под знамена радикальных группировок?
Также следует принять во внимание и тот факт, что крымскотатарский вопрос во всем его многообразии глубоко вписан во внешнеполитическую сферу, в реализацию курса на европейскую интеграцию Украины, в необходимость значительной активизации внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной и Восточной Азии. Меджлис вписан во многие региональные и международные структуры, ее лидеров хорошо знают как на Востоке, так и на Западе. Как откликнуться серьезные перемены в крымскотатарской среде на международном авторитете и имидже Украинского государства?
Думается, что эти вопросы должны задавать себе и те представители команды президента Украины, которые инициировали новую политику Главы государства в отношении крымских татар. Хочется в конечном итоге надеяться, что возобладает взвешенный, трезвый, государственный подход к такой очень непростой проблеме, которая теснейшим образом переплетена с межнациональными и межрелигиозными отношениями в нашей стране, и что будут найдены решения, позволяющие сохранить и укрепить все позитивное, что было сделано Украинским государством в деле обустройства, адаптации и интеграции крымскотатарского народа в украинское общество.
Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения».
Ссылки на тему:
Чего ждать крымским татарам от новой власти?
Другие статьи автора:
Последние теракты в России: выводы для исламоведения Украины
Поиски решения украинско-российских газовых проблем: долгая дорога переговоров