В первые годы сталинских ссылок крымскотатарский народ потерял почти половину своей численности

Депортированные из Крыма — жители сел Отузы и Шелен, г. Красновишерск, Молотовская область, 1948г.
Похороны, г. Красновишерск, 1944 г.
Юсуф Кадыров, Карадаръинский район, Узбекистан, совхоз «Путь Ленина», 1945 г.
Бабушка Исми, мать 9 детей, г. Красновишерск, 1946 г.
Катаки (Сеферова) Гульсум и ее дети, Урал, Лесоповал, 1949 г.
Мабубе Абибе кизи с. Отузи (1-й ряд 1-я (справа), Уркие Асие кизи (из с. Отузы) (3-я), Лисобиржа, г. Красновишерск, Молотовская область, 1952 г.
Фото7: Уркие Асие кизи из с. Отузы (1-я справа), Мустафа из с. Шелен (4-й), Мабубе Абибе кизи (5-я), Лисобиржа, г. Красновишерск, Молотовская область, 1952 г.
На заводе возле верстата, пристань Орехов Яр, Марийская АССР, 1954 г.
Смаил Зевадинов (Шмит) анасы
18.03.2015
Оцените статью: 
(234 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Фраза, сухая фраза исторической справки: «Только в первые годы сталинских ссылок крымскотатарский народ потерял 46,2% своей численности». Какой дьявольский замысел воплощали тогдашние руководители государства, пытаясь опорочить, опорочить целый народ, обвинив «и живых, и мертвых, и нерожденных» в какой-то измене? На что надеялись те, кто отдавал нечеловеческие приказы отправлять в дальние края и голую Зауральскую степь или под палящее солнце Средней Азии полураздетых голодных людей? Верили ли исполнители приказов в вымышленное предательство целого народа, загоняя штыками женщин и детей в вагоны для скота? Что должно было быть в уме, на сердце того или иного военного, который выталкивал из дома женщину с младенцем, не позволяя толком собраться, не давая времени захватить хоть какой-то кусок хлеба или одежду - не вспоминал ли случайно, что рядом с ним на фронте шел в атаку, может, отец, может - брат, а может - и муж этой женщины? Не приходило ли ему в голову, что раздутая командирами ненависть к целому народу - то есть, ненависть по национальному признаку, уже не отличает его от врага, с кем еще шли бои на фронте?

«Пролетарии всех стран, объединяйтесь», - этот лозунг использовался советской агитацией и пропагандой везде, где только можно и где нельзя. Декларируемый призыв сводился на нет действиями властей. От традиционного образа жизни, из-под крыш родных домов в 1944 году выбросили не только крымских татар. Крымские татары, чеченцы, ингуши, этнические немцы, - их выселяли не только с их исторической родины. Представителей этих народов выгоняли из городов и районов европейской части СССР, тех, кто воевал - за очень редкими исключениями! - демобилизовали и тоже высылали...

В ходе операции «Чечевица», сигналом к ​​которой стало переданное в два часа ночи по радио слово «Пантера», с 23 февраля по 9 марта целыми эшелонами в Казахстан и республики Средней Азии с Кавказа вывезли чеченцев и ингушей - при этом ни местное население в пунктах прибытия, ни колхозы в совхозы были не в состоянии предоставить изгнанникам убежище, работу и продовольствие... Могла ли идти речь о каком-либо единении? Не закладывалась ли на долгие годы вперед - даже не в память - а в гены - обида на тех, кто жил рядом и не мог (или же из-за своей слабости не хотел - просто из соображений собственной безопасности!) помогать сомнительным элементам - «врагам народа», ЧСИР (членам семей изменников родины)? А чувство вины и пренебрежения к себе теми, кто не протянул руку помощи или не предоставил убежище тем, кто в этом нуждался? Так уж устроен человек, что жить с грузом на душе, винить себя без возможности раскаяния он долго не будет. Законы психологии сработают - как компенсация, возникнет неосознанное стремление искать подтверждения мифической вины того, кто пострадал от твоих действий или бездействия. И вражда к тем, кто является причиной душевного дискомфорта - ибо вот же он, сосед, прозябает с детьми в землянке рядом с твоим пусть не богатым, но все же домом? А те, кто на Кавказе и в Крыму вселился в осиротевшие дома выселенных людей? Комфортно ли им спалось-велось на руинах чужих жизней и судеб? Или выстраивая свой быт на пепелище, не прислушались к радио - а ну, как изменилась генеральная линия партии и не сегодня-завтра вернутся законные владельцы домов?

И межэтническая вражда, что, к сожалению, иногда существует на бытовом уровне и в Украине - детище не только невежества и низкой культуры. Это тоже следствие тех безбожных действий советской власти, что исказили, извратили в сознании советских людей представление о правде и лжи, разрешенном и недозволенном. Вот такая мина замедленного действия была заложена Сталиным и его пособниками в возможность достижения согласия и толерантного сосуществования народов в мультикультурной стране, вот такой ток высокого напряжения аж искрил между надорванными проводами межэтнических отношений, приводя - еще в советской империи! - к коротким замыканиям кровавых столкновений.

Кстати, и сегодняшний шовинистический угар в России, и снисходительное отношение руководителей этой страны к далеко не безобидным выходкам скинхедов - избиениям и убийствам лиц «не славянской» внешности, и провозглашениям каких-то территорий вопреки историческим правде «исконно русскими территориями» - все это ветви того самого дерева, выросшего из семян энкаведистско-сталинской ненависти...

И как бы кто не отрицал - но массовое возвращение в конце восьмидесятых - начале девяностых тех же крымских татар на землю предков не происходило без эксцессов. Поскольку в отобранных когда-то домах уже жили те, кто считал себя «Коренным населением», потому что это уже внуки тех, кто не решился рассказать своим детям позорные подробности своего появления в Крыму, не рассказывал о своем молчаливом согласии с той несправедливостью, что совершалась против татар, о своем соучастие в преступлении против целого народа. И их дети и внуки не понимали, с чего бы это они должны возвращать кому-то какую-то недвижимость? Да и много ли ее осталось, той недвижимости?

Чему приходится удивляться - так это бесконечной терпимости крымских татар. Потому как разрешение советской власти на возвращение на малую Родину не было подкреплено хоть какими решениями, направленными на решение земельных или имущественных вопросов, на восстановление хоть какой-то справедливости. И (это мое личное мнение, с которым может не соглашаться редакция сайта), с обретением Украиной независимости этот вопрос не слишком продвинулся к решению. Как же не удивляться тому, что крымские татары, несмотря на все, в большинстве своем являются и остаются патриотами Украины, которая так вяло решала их проблемы?

Прошел год с черной даты, когда РФ мгновенно после псевдореферендума провозгласила о «возвращении» Крыма в свой состав. Среди жителей полуострова, кто пытался противостоять этому захватническому акту, львиную долю составляли именно крымские татары. Сегодня представители этого мужественного народа - на перекрестке прицелов российских спецслужб. Притеснения, похищения, надуманные обвинения и судебные дела.

И вновь крымские татары покидают землю отцов...

На эти размышления меня натолкнула подборка фотографий, которую обнародовал Украинский институт национальной памяти в прошлом году (их предоставила Эдие Муслимова, директор издательского дома «Тезис» (г. Симферополь, АР Крым).

Эти фото - не просто изображение членов крымскотатарских семей. Тусклые от времени фотографии хранят память о тех, кто страдал от несправедливости советской власти, едва выживал в изгнании и все же лелеял родной язык, несмотря на все трудности не запустил традиции и культуру своего народа и, несмотря на воинственный атеизм, насаждался советской властью, остался верным своей религии.

Более семи десятков лет прошло с тех пор, когда решением сталинского режима весь крымскотатарский народ был насильственно депортирован из своей Родины, - говорится в материале «Крымские татары в местах спецпоселений после депортации в 1944 году». Принудительное содержание крымскотатарского народа в местах изгнания продолжалось вплоть до ноября 1989 года. В течение всего этого времени крымские татары перетерпели широкомасштабные репрессии со стороны советского режима. Это стало причиной массовых смертей крымских татар, основную часть которых составляли старики, женщины и дети. Только в первые годы ссылки крымскотатарский народ потерял 46,2% своей численности.

Красноречивой иллюстрацией этого бедствия являются воспоминания выживших, и немногочисленные фотографии, что бережно хранились депортированными семьями.

Фериде Меджитова: «Родилась в 1932 году в с. Кьоз Судакского района. Когда я закончила 3 ​​класса, началась война, продолжить обучение мне так и не пришлось. Когда началась депортация, отца с нами не было, он воевал на фронте. Маму и нас - шестеро детей солдаты выбросили из дома, мы так и не успели ничего с собой взять. Голодные и раздетые, мы добрались до Узбекистана, в колхоз "Назарбай" Бекабадского района. Дали нам маленький домик, где крыша была наравне с землей. Мы едва уместились туда со своей семьей. В 1944 году первым умер брат Решат, в следующем году - сестренка Мевиде. Мама день и ночь плакала и после смерти сестры прожила 3 ​​дня. На следующий день после смерти мамы зашел сосед Абдулла агьа и передал страшную новость о том, что умер и брат. У брата одна нога и одна рука были подвернуты, глаза и рот кишели муравьями. Я попыталась выпрямить ему руку и ногу, но они застыли. Взяла тряпку и вытерла глаза и рот. Затем нагрела воды, и пошла к одной старушки с просьбой обмыть тело брата. Но она мне сказала, что мальчиков обмывают мужчины и отправила к дедушке Джеббара. Я пошла к нему, а когда вернулась домой, оказалось, что нас ждет машина - меня и двух сестер увезли в больницу. В тот вечер умерла еще одна моя сестра. Через два дня умерла вторая. Я осталась совсем одна. Я так и скиталась по домам, выпрашивая милостыню. Как-то соседи пожалели меня и пошли со мной на базар, чтобы поменять на продукты вещи, которые остались. Меня оставили у входа, я лежу на земле, подняться сил нет. Кто-то вскрикнул мое имя - я едва открыла глаза - это мой родственник спрашивает "что ты здесь делаешь?". Я все рассказала, он взвалил меня на спину и понес к себе домой. Так меня спасли от смерти. Позже меня разыскал отец, когда вернулся с фронта. Он уходит (на войну - ред.), оставив дома жену и шестерых детей, а осталась у него одна я. Мама умерла в 34 года, старшему брату было 16 лет. Эти страшные годы разве можно описать и рассказать? Я их буду помнить до конца своей жизни», - рассказала ужасные подробности жизни в изгнании женщина. Фериде Меджитова умерла в 2008 году.

Ольга Юрченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.