Улица Авраама Линкольна, что в Шевченковском районе Львова, может служить интересным примером мультикультурности. Дом под номером 29А — это Исламский культурный центр, открытый в июне этого года организацией «Альраид». Напротив, сразу через дорогу — приходской центр Божьего Проведения, где находится монастырь отцов Ореенистов Украинской
О том, как соседствуют два религиозных центра пишет Крым. Реалии.
Возле входа Исламского культурного центра имени Муххамеда Асада (Леопольда Вайса), меня встречает имам Мурад, который в этом году переехал из Красноперекопского района Крыма во Львов. Причина переезда — религиозное обязательство. Для функционирования мечети в культурном центре необходим человек со специальным образованием. Сначала Мурад закончил медресе Хафизов в Крыму, потом — исламский факультет в Йемене. Сам он говорит, что хочет жить и работать в Крыму, у себя на родине, но как мусульманин согласился переехать во Львов:
— На самом деле я не хотел покидать Крым. Просто этот разговор относительно Исламского культурного центра Львова был еще раньше. Поэтому как мусульманин я согласился и переехал. Сейчас в Крыму, конечно, тяжело, но убегать, особенно крымским татарам, не стоит. Почему? Потому что это наша родина. Были и похуже времена, когда наши бабушки и дедушки страдали, но все равно оставались.
Имам рассказывает, что до этого во Львове уже была мечеть, где верующие мусульмане могли собираться для молитвы, но такой масштабный проект реализован здесь впервые, мечеть исламского культурного центра Львова может вместить 200 человек. В ней проводят все необходимые религиозные обряды для мусульман. Среди самих львовян, говорит Мурад, мусульман — не больше чем 2–3%, но много из числа приезжих студентов: арабов, африканцев. А после аннексии Крыма — это и крымские татары.
Исламский культурный центр не только религиозное учреждение. Это и курсы арабского языка, и история ислама, и работа с детьми, и семинары по межрелигиозной тематике.
Мурад, а упомянутые вами культурные мероприятия организованы только для мусульман, или люди, которые не исповедуют ислам тоже могут посетить их?
— Мы даже будем рады! На самом деле уже поступает очень много звонков от львовян, не исповедующих ислам. У нас в сентябре будет открываться арабская школа. И много львовян хотят прийти, чтобы изучать арабский язык. Мы ждем их: мусульманин не мусульманин, араб не араб, россиянин, украинец — нам без разницы. Это место — общественное, не зря оно называется общественной организацией. Этот центр должен работать для общества. Каждый человек сюда может прийти.
Как Вы и другие мусульмане чествуете себя во Львове? Не возникает недоразумений с местным населением?
— На счет религии — никаких трудностей или притеснений не возникает. Мне на самом деле очень интересно с украинцами общаться, особенно здесь, во Львове, я впервые вижу таких людей — очень мягких, вежливых, открытых.
Напротив Исламского культурного центра — монастырь отцов Ориенистов Украинской
— У нас очень хорошие отношения. Мы ходим в гости друг к другу, встречаемся, и, к счастью, никаких негативных разговоров или даже взглядов у нас нет. Мы поддерживаем друг друга, потому что понимаем, что все мы выполняем одну роботу, духовную роботу, то есть стараемся привлечь людей к духовности, религии.
О соседстве с Исламским культурным центром, специально для Крым. Реалии рассказал парох (настоятель) Украинского
— Как сосед Исламского культурного центра могу сказать, что, конечно, мы с большим уважением относимся к потребности людей мусульманского вероисповедания в существовании своего культурного центра. Пытаемся налаживать добрососедские отношения, видим большую открытость со стороны наших новых соседей, открытость к сотрудничеству, ведем культурный диалог. Есть потребность в таком центре для тех, кто исповедует ислам, потому что в связи с событиями в нашей стране во Львов переехало много переселенцев из Крыма, исповедующих ислам. Более того, по замыслу инициаторов проекта, центр должен стать таким местом для мусульман Львова, которое бы противодействовало разным фундаментальным течениям в исламе, поднимало уровень их интеграции, терпимости. Поэтому мы только приветствуем такие инициативы.