Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию под названием «Состояние с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)». Месяц назад то же самое сделал комитет ГА ООН, который отвечает за социальные, гуманитарные и культурные вопросы. В ней Россия признается
Позитивное для Украины решение, которое можно только приветствовать. Международное содружество поддержало нашу страну, подчеркнув преступные действия Кремля. Однако есть определенные негативные тенденции, которые указывают на комплексную причину: с одной стороны, слабая и размытая позиция украинской власти в этом вопросе, а с другой — последовательная работа Кремля с целью создания преступной параллельной реальности.
Среди стран, голосовавших против, — Беларусь, Армения, Китай, Индия, Иран, Казахстан, Южная Африка, Сербия, Узбекистан и другие. И это страны, между прочим, с которыми у Украины довольно тесное сотрудничество. 26 стран фактически выступили против агрессора и нарушений Кремлем
Конечно, если бы украинская сторона последовательно работала со своими партнерами, то картина могла бы выглядеть иначе. «Происходит определенная фрагментация Востока на те страны, которые
Как видим, позиция упомянутых стран через два года не изменилась. «Такой расклад голосования, несмотря на то, что резолюция ООН была принята, очень тревожный для Украины и всего мира, — пишет у себя на Facebook председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко. — Число тех, кто сомневается, что Россия — оккупант и несет угрозу международной безопасности, даже увеличилось по сравнению с 2014 годом, когда голосовали резолюцию 68/262. Это значит, что всеми доступными методами — шантажом, информационными манипуляциями — Москва оказывает давление на международное сообщество. Уже три года в Украине идет война, льется кровь, тысячи беженцев, а мир до сих пор не осмеливается назвать виновного в этом ужасе».
Но осмеливается ли назвать вещи своими именами украинская власть? Конечно, следует отдать должное всем представителям украинской дипломатии, кто приложил усилия, чтобы получить позитивное решение ГА ООН. Но проблемы остаются. У нас
«Резолюция принята, и она станет инструментом международного права, который Украина сможет использовать в международных судах и для усиления своей позиции в противостоянии с Россией, — отмечает Анна Гопко. — В этой резолюции Россия впервые названа
Напомним, ранее Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила резолюцию, которой признала юридическую ответственность российской власти за события и действия в «ДНР» и «ЛНР». А теперь главный вопрос — провела ли
«МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО УЖЕ ВКЛЮЧИЛО ТЕРМИНЫ „ОККУПАЦИЯ“, „АННЕКСИЯ“, „ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ“ В СВОЙ СЛОВАРЬ»
Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор проекта BlackSeaNews:
— Я бы посмотрел на это позитивное решение ООН немного шире. Во втором полугодии этого года в международных организациях состоялся определенный прорыв. Кроме упомянутой резолюции Генеральной ассамблеи ООН, было решение Парламентской ассамблеи Совета Европы, было решение ОБСЕ, была резолюция Европарламента. Наконец, был доклад судьи международного уголовного суда в Гааге. Во всех этих документах мы наконец услышали новый международный дискурс, то есть те слова, которые хотели слышать от международного содружества с начала агрессии РФ против Украины, — оккупация, аннексия, оккупированные территории. Даже в докладе судьи международного уголовного суда в Гааге была фраза — международный военный конфликт. Это говорит о том, что через 2,5 года после того, как началась оккупация украинских территорий и незаконная аннексия Крыма, мировое сообщество включило эти термины в свой словарь. Причем, сделало это на официальном уровне.
Есть много случаев, когда подавались иски в украинские суды и там возникали проблемы — даже наши судьи боялись использовать конкретные определения, как «война», «агрессия», «оккупация». Теперь для любого суда, как в Украине, так и за рубежом, есть фундаментальная правовая основа. Ведь отныне целый ряд стран и международных организаций в официальных документах употребляют эти термины. Теперь Украине и простым гражданам должно быть легче отстаивать свои права относительно возмещения ущерба, понесенного ими в результате агрессии РФ.
Появление этих резолюций, по моему глубокому убеждению, стало следствием совместной работы украинских дипломатов, правозащитных организаций, гражданского общества, Меджлиса крымскотатарского народа. Также следует вспомнить, как активно работали парламентские делегации в международных структурах. Следовательно, мы должны осознавать, что, если мы хотим добиться определенных целей на международной арене, это будет требовать от нас настойчивости и времени.
«УКРАИНСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ»
Владимир ВАСИЛЕНКО,
— Резолюция Генеральной ассамблеи ООН усиливает правовую позицию Украины относительно квалификации действий России именно как вооруженной агрессии. Безусловно, эта резолюция имеет рекомендательный характер. Однако это решение одного из основных органов ООН, и оно может использоваться в качестве дополнительной почвы для усиления санкций международного сообщества против РФ.
Украинский парламент в свою очередь также принял специальное постановление, которое квалифицирует действия РФ как акт вооруженной агрессии. В этом постановлении Верховной Рады детально расписываются доказательства именно такой трактовки действий РФ. В ней также очерчена модель ответственности РФ как
Когда мы говорим о решении Генеральной ассамблеи ООН, то нужно также вспоминать не только об усилении санкций против РФ, но и о компенсации убытков. Для того, чтобы ставить вопрос о компенсации Россией наших потерь, нужно сначала точно подсчитать те убытки, которые понесла Украина. Нужно юридически зафиксировать все факты, свидетельствующие об агрессии, юридически оформить все события, которые связаны с этим. И это нужно делать системно. Кроме того, нужно разработать методику подсчета убытков, которые Украина несет от агрессии, и потом, на основе анализа этих убытков, вывести сумму претензий, которые нужно предъявить РФ. Претензию при этом нужно предъявить официально по дипломатическим каналам. Этот документ необходимо распространить в ООН, ведь все мировое сообщество должно иметь документ, который наглядно свидетельствует о факте агрессии РФ против Украины и убытках, которые несет наше государство, и о соответствующих претензиях нашей стороны к Кремлю.
«РЕЗОЛЮЦИЯ ООН ПО КРЫМУ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДИТЬ В НАСТУПЛЕНИЕ НА ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛОЩАДКАХ»
Рефат ЧУБАРОВ, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины:
— Наконец мы имеем полноценный документ именно Генеральной ассамблеи ООН, где напрямую указывается, что РФ является
Мы должны требовать, а не просить, от РФ доступа в Крым мониторинговых миссий относительно наблюдения за правами людей до того, как эта территория будет деоккупирована. Для нас, крымских татар, эта резолюция тоже имеет большое значение, поскольку в ней говорится о требовании к РФ отменить решение относительно запрета Меджлиса крымскотатарского народа.
Над этой резолюцией мы работали вместе с МВД, и должен сказать, что там было еще больше обоснованных пунктов, но, к большому сожалению, некоторые государства, которые входят в ЕС, например, Греция, настояли на том, чтобы эти пункты убрали. Но то, что осталось, тоже является существенным шагом вперед.
Что касается того, что некоторые страны не проголосовали за принятие резолюции. Настоящая дипломатия — это фон, где ты не просто играешься своей позицией, удовлетворяя или не удовлетворяя своих международных партнеров, а исходишь из принципов международного права и интересов своего государства. Если мы говорим об отношениях, например, Украины и Армении, то позиция Украины в течение 25 лет неизменна — мы признаем территориальную целостность Азербайджанской Республики вместе с Нагорным Карабахом. Это наша принципиальная позиция, поскольку это признано и ООН. Что касается Узбекистана, Казахстана и Беларуси, то все они (в том числе и Армения) находятся под жестоким прессом РФ. Я знаю, что для некоторых государств даже воздержаться от голосования уже является смелым шагом — как попытка избежать пресса РФ. Тем не менее, я думаю, что МИД Украины должно осуществить некоторые обязательные шаги. Мы должны вызывать послов, но не для демарша, а для разговора в рамках признания или непризнания ими основ международного права и нашего суверенитета по всей территории.
Источник: День