Мир признал: Россия — оккупант

Мир признал: Россия — оккупант
Резолюция ООН по Крыму: чего ждать Украине и на что надеяться РФ
22.12.2016
Оцените статью: 
(327 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию под названием «Состояние с правами человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополь (Украина)». Месяц назад то же самое сделал комитет ГА ООН, который отвечает за социальные, гуманитарные и культурные вопросы. В ней Россия признается государством-оккупантом, а Крым  оккупированной территорией. 70 стран поддержали резолюцию, 77 воздержались, а 26 стран проголосовали против.

Позитивное для Украины решение, которое можно только приветствовать. Международное содружество поддержало нашу страну, подчеркнув преступные действия Кремля. Однако есть определенные негативные тенденции, которые указывают на комплексную причину: с одной стороны, слабая и размытая позиция украинской власти в этом вопросе, а с другой  последовательная работа Кремля с целью создания преступной параллельной реальности.

Среди стран, голосовавших против,  Беларусь, Армения, Китай, Индия, Иран, Казахстан, Южная Африка, Сербия, Узбекистан и другие. И это страны, между прочим, с которыми у Украины довольно тесное сотрудничество. 26 стран фактически выступили против агрессора и нарушений Кремлем международно-правовых документов. Против позиции, которую после голосования очертил Президент Украины Петр Порошенко: «Отныне на высшем международном уровне данная Резолюция закрепляет за Россией статус оккупационной власти и возлагает на нее всю ответственность за грубое нарушение прав человека на временно оккупированной территории Украины  в Автономной Республике Крым и городе Севастополь».

Конечно, если бы украинская сторона последовательно работала со своими партнерами, то картина могла бы выглядеть иначе. «Происходит определенная фрагментация Востока на те страны, которые где-то близки к нам по своим ценностями, то есть демократические, и те, которые остаются в сфере старых подходов к организации миропорядка и которые, прежде всего, берут калькулятор и считают, что они будут из этого иметь. Поэтому у нашего руководства реально есть 34 месяца для того, чтобы начать настоящие изменения»,  заявил, комментируя, в частности, позицию Китая и Индии в отношении российской агрессии, два года назад экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко во время круглого стола в «Дне» ( 239 за 19 декабря 2014 г.).

Как видим, позиция упомянутых стран через два года не изменилась. «Такой расклад голосования, несмотря на то, что резолюция ООН была принята, очень тревожный для Украины и всего мира,  пишет у себя на Facebook председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко.  Число тех, кто сомневается, что Россия  оккупант и несет угрозу международной безопасности, даже увеличилось по сравнению с 2014 годом, когда голосовали резолюцию 68/262. Это значит, что всеми доступными методами  шантажом, информационными манипуляциями  Москва оказывает давление на международное сообщество. Уже три года в Украине идет война, льется кровь, тысячи беженцев, а мир до сих пор не осмеливается назвать виновного в этом ужасе».

Но осмеливается ли назвать вещи своими именами украинская власть? Конечно, следует отдать должное всем представителям украинской дипломатии, кто приложил усилия, чтобы получить позитивное решение ГА ООН. Но проблемы остаются. У нас все-таки АТО или война? У нас все-таки торговые и дипломатические отношения с агрессором или как? Кажется, ответы на эти вопросы указывают на то, что если Россия ведет «гибридную войну» против Украины, то сама Украина имеет «гибридное отношение» к государству-оккупанту. Следовательно, первый вопрос  что в нынешних условиях даст решение ООН Украине?

«Резолюция принята, и она станет инструментом международного права, который Украина сможет использовать в международных судах и для усиления своей позиции в противостоянии с Россией,  отмечает Анна Гопко.  В этой резолюции Россия впервые названа государством-оккупантом и указано на незаконную аннексию Крыма. Также существование этой Резолюции как документа ООН будет иметь важное смысловое значение  вопрос Крыма и России как государства-оккупанта будет звучать в ООН, это признает большинство государств-членов ООН и это станет началом важного международного и правового дискурса, следствием которого станет признание России государством-агрессором».

Напомним, ранее Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила резолюцию, которой признала юридическую ответственность российской власти за события и действия в «ДНР» и «ЛНР». А теперь главный вопрос  провела ли все-таки Украина свою внутреннюю работу? Закрепили ли мы юридически статус России как агрессора и оккупированных украинских территорий?

«МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО УЖЕ ВКЛЮЧИЛО ТЕРМИНЫ ОККУПАЦИЯ, АННЕКСИЯ, ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В СВОЙ СЛОВАРЬ»

Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор проекта BlackSeaNews:

 Я бы посмотрел на это позитивное решение ООН немного шире. Во втором полугодии этого года в международных организациях состоялся определенный прорыв. Кроме упомянутой резолюции Генеральной ассамблеи ООН, было решение Парламентской ассамблеи Совета Европы, было решение ОБСЕ, была резолюция Европарламента. Наконец, был доклад судьи международного уголовного суда в Гааге. Во всех этих документах мы наконец услышали новый международный дискурс, то есть те слова, которые хотели слышать от международного содружества с начала агрессии РФ против Украины,  оккупация, аннексия, оккупированные территории. Даже в докладе судьи международного уголовного суда в Гааге была фраза  международный военный конфликт. Это говорит о том, что через 2,5 года после того, как началась оккупация украинских территорий и незаконная аннексия Крыма, мировое сообщество включило эти термины в свой словарь. Причем, сделало это на официальном уровне.

Есть много случаев, когда подавались иски в украинские суды и там возникали проблемы  даже наши судьи боялись использовать конкретные определения, как «война», «агрессия», «оккупация». Теперь для любого суда, как в Украине, так и за рубежом, есть фундаментальная правовая основа. Ведь отныне целый ряд стран и международных организаций в официальных документах употребляют эти термины. Теперь Украине и простым гражданам должно быть легче отстаивать свои права относительно возмещения ущерба, понесенного ими в результате агрессии РФ.

Появление этих резолюций, по моему глубокому убеждению, стало следствием совместной работы украинских дипломатов, правозащитных организаций, гражданского общества, Меджлиса крымскотатарского народа. Также следует вспомнить, как активно работали парламентские делегации в международных структурах. Следовательно, мы должны осознавать, что, если мы хотим добиться определенных целей на международной арене, это будет требовать от нас настойчивости и времени.

«УКРАИНСКАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ»
Владимир ВАСИЛЕНКО, юрист-международник:

 Резолюция Генеральной ассамблеи ООН усиливает правовую позицию Украины относительно квалификации действий России именно как вооруженной агрессии. Безусловно, эта резолюция имеет рекомендательный характер. Однако это решение одного из основных органов ООН, и оно может использоваться в качестве дополнительной почвы для усиления санкций международного сообщества против РФ.

Украинский парламент в свою очередь также принял специальное постановление, которое квалифицирует действия РФ как акт вооруженной агрессии. В этом постановлении Верховной Рады детально расписываются доказательства именно такой трактовки действий РФ. В ней также очерчена модель ответственности РФ как государства-агрессора перед Украиной, но, к сожалению, исполнительная власть не предпринимает необходимые шаги, которые она должна предпринять. В частности, до сих пор не создан координирующий межведомственный орган, который бы готовил консолидированную претензию Украины как государства, которое подверглось агрессии, к РФ. Этот вопрос поднимался на недавних парламентских слушаниях, которые касались актуальных вопросов внешней политики. В рекомендациях этих парламентских слушаний отмечено предложение, которое адресовано Президенту Украины, создать такой орган.

Когда мы говорим о решении Генеральной ассамблеи ООН, то нужно также вспоминать не только об усилении санкций против РФ, но и о компенсации убытков. Для того, чтобы ставить вопрос о компенсации Россией наших потерь, нужно сначала точно подсчитать те убытки, которые понесла Украина. Нужно юридически зафиксировать все факты, свидетельствующие об агрессии, юридически оформить все события, которые связаны с этим. И это нужно делать системно. Кроме того, нужно разработать методику подсчета убытков, которые Украина несет от агрессии, и потом, на основе анализа этих убытков, вывести сумму претензий, которые нужно предъявить РФ. Претензию при этом нужно предъявить официально по дипломатическим каналам. Этот документ необходимо распространить в ООН, ведь все мировое сообщество должно иметь документ, который наглядно свидетельствует о факте агрессии РФ против Украины и убытках, которые несет наше государство, и о соответствующих претензиях нашей стороны к Кремлю.

«РЕЗОЛЮЦИЯ ООН ПО КРЫМУ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДИТЬ В НАСТУПЛЕНИЕ НА ДРУГИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЛОЩАДКАХ»

Рефат ЧУБАРОВ, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины:

 Наконец мы имеем полноценный документ именно Генеральной ассамблеи ООН, где напрямую указывается, что РФ является страной-оккупантом, а Крым  аннексированной территорией. Поэтому Украина должна по всем своим международным действиям отталкиваться от этой Резолюции, пока не будет еще более масштабного и опорного документа. Это дает возможность переходить в наступление на других международных площадках, особенно тех, которые входят в систему международных и межгосударственных организаций, которые опираются на Устав ООН, например, ЮНЕСКО.

Мы должны требовать, а не просить, от РФ доступа в Крым мониторинговых миссий относительно наблюдения за правами людей до того, как эта территория будет деоккупирована. Для нас, крымских татар, эта резолюция тоже имеет большое значение, поскольку в ней говорится о требовании к РФ отменить решение относительно запрета Меджлиса крымскотатарского народа.

Над этой резолюцией мы работали вместе с МВД, и должен сказать, что там было еще больше обоснованных пунктов, но, к большому сожалению, некоторые государства, которые входят в ЕС, например, Греция, настояли на том, чтобы эти пункты убрали. Но то, что осталось, тоже является существенным шагом вперед.

Что касается того, что некоторые страны не проголосовали за принятие резолюции. Настоящая дипломатия  это фон, где ты не просто играешься своей позицией, удовлетворяя или не удовлетворяя своих международных партнеров, а исходишь из принципов международного права и интересов своего государства. Если мы говорим об отношениях, например, Украины и Армении, то позиция Украины в течение 25 лет неизменна  мы признаем территориальную целостность Азербайджанской Республики вместе с Нагорным Карабахом. Это наша принципиальная позиция, поскольку это признано и ООН. Что касается Узбекистана, Казахстана и Беларуси, то все они (в том числе и Армения) находятся под жестоким прессом РФ. Я знаю, что для некоторых государств даже воздержаться от голосования уже является смелым шагом  как попытка избежать пресса РФ. Тем не менее, я думаю, что МИД Украины должно осуществить некоторые обязательные шаги. Мы должны вызывать послов, но не для демарша, а для разговора в рамках признания или непризнания ими основ международного права и нашего суверенитета по всей территории.

Источник: День

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.