Мусульманам очень жаль, что именем ислама прикрываются откровенные преступники, — Саид Исмагилов

Мусульманам очень жаль, что именем ислама прикрываются откровенные преступники, — Саид Исмагилов
Мусульманам очень жаль, что именем ислама прикрываются откровенные преступники, — Саид Исмагилов

Известный украинский ученый, докторант Тилбургского университета (Нидерланды), преподаватель Украинской академии лидерства, член Комиссии по делам экуменизма Одесского и Крымского экзархата, специалист по христианско-мусульманскому диалогу Роман Назаренко недавно взял интервью у муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейха Саида Исмагилова. Во время беседы глава украинской уммы поделился своей точкой зрения на то, можно ли назвать украинское общество духовным, насколько сложно оставаться в XXI веке «настоящим мусульманином», каким образом отразились события Революции Достоинства на мусульманской общине и т. п. Также муфтий отвечал на вопросы, затрагивающие межрелигиозный и внутреннерелигиозный диалоги и проблемы в мусульманской общине Украины.

Шейх Саид, по Вашему мнению, можно ли назвать современное украинское общество духовным? Или формальная религиозность доминирует над духовностью?

— Мы проходим сложный этап разворота общественного сознания от материально-атеистических принципов советского общества к осознанию чисто украинских духовных, культурных и национальных ценностей. Этот путь требует времени — пока в обществе доминируют генерации, с детства воспитывавшиеся в советской идеологии, у нас будет заметна не только формальная религиозность, но и формальное национальное сознание. Нам, как Моисею, нужно пройти эту пустыню за сорок лет, чтобы в стране начали доминировать те, кто не жил ложными ценностями советской идентичности. Поэтому часть украинского общества, безусловно, можно назвать духовной, и это люди, которые собственным жизненным примером демонстрируют воплощение нравственных качеств. Часть общества можно считать остро нуждающейся в духовной поддержке и воспитании, это так называемые «низы» общества — преступники, алко- и наркозависимые, убийцы, воры. Но большая часть общества состоит из именно формально-религиозной прослойки, когда человек только формально ассоциирует себя с определенной религиозной, духовной традицией, но в жизни не часто руководствуется Божьими предписаниями. И такие люди есть во всех религиях и конфессиях.

Насколько сложно оставаться настоящим мусульманином в XXI веке? И каково это — быть настоящим мусульманином?

— Мое исследование состояния мусульманских сообществ в различных странах мира показывает, что сложность или простота в бытии настоящим мусульманином зависит не только от человека, но и от ряда внешних факторов. Если в стране можно свободно исповедовать свои религиозные взгляды, за это не дискриминируют, не унижают, это не преследуется на государственном уровне, то это значительно облегчает жизнь мусульманина и соблюдение ценностей своей религии. Сейчас в обществе существует большое количество доступных греховных соблазнов, что является испытанием на твердость своих убеждений. Но даже если в определенной стране доступны откровенно антирелигиозные феномены, такие как свободная продажа наркотических веществ, легальная проституция, однополые отношения и т. д., настоящего верующего это не должно отвлекать от религиозных ценностей, хотя некоторые не могут удержаться. Ну и мусульманином сейчас не престижно быть из-за того, что, к сожалению, доброе имя ислама осквернено террористами и радикальными группировками, которые совершают кровавые преступления и проводят откровенно радикальную пропаганду. Это стыдно для многих мусульман, что именем ислама прикрываются откровенные преступники.

Как события Революции Достоинства повлияли на Духовное управление мусульман Украины «Умма» и Вас лично?

— Последствия Революции Достоинства нужно оценивать более глобально. Одним из ее достижений стало то, что мусульмане Украины наконец почувствовали себя полноценной частью украинского общества и начали отождествлять себя с Украиной. Фактически произошло так, что наше государство открыло для себя мусульман, а мусульмане почувствовали себя неотъемлемой частью гражданского общества. Это фантастические, просто феноменальные сдвиги в сознании, и достичь этого искусственно невозможно. Нужно пройти сквозь горнило огня, войны, крови и боли, чтобы почувствовать в себе, в своей крови единство со страной и обществом. Я мечтал об этом давно, и на моих глазах это произошло. Поэтому никогда не разочаруюсь в Революции Достоинства, в ее огне родились мусульмане Украины как органическая часть большой украинской политической нации.

Чувствуете ли Вы, что отношение к мусульманам изменилось именно во время/после событий на Майдане?

— Да, именно во время Майдана, оккупации Крыма и войны на Востоке Украины начались изменения в отношении к мусульманам. Но важно и то, что последователи ислама также начали по-другому относиться к стране, языку, культуре, народу. Это встречные процессы, и нам нужно поддерживать полную органическую интеграцию мусульман в украинское общество. Есть силы, желающие помешать этому и сделать из мусульманского сообщества определенную группу, которая будет враждебно и негативно относиться ко всему украинскому и к самому государству. Несложно догадаться, откуда это финансируется и пропагандируется. Наша задача — не дать части мусульман маргинализироваться и закрыться в гетто, где будет процветать ненависть ко всему не мусульманскому. А именно через противопоставление мусульманского немусульманскому сейчас воплощается идея использования мусульман против национальных интересов Украины.

Чем для Вас является межрелигиозный диалог и существует ли единая позиция в этом вопросе среди других мусульманских общин?

— Единой позиции по межрелигиозному диалогу среди мусульманских организаций Украины, к сожалению, не существует. Не в последнюю очередь из-за влияния, о котором я сказал в предыдущем пункте. Но наше Духовное управление мусульман Украины «Умма» принципиально открыто к межрелигиозному диалогу и широкому взаимодействию, потому что это единственный путь к преодолению недоверия, враждебности и фобий между представителями разных вероисповеданий. Для меня межрелигиозный диалог — это совместные действия. Они могут быть в благотворительности, в проповедовании нравственных ценностей, в защите национальных интересов, в культурной, научной, экологической плоскости. То есть сфер для совместных добрых деяний — великое множество, и настоящий межрелигиозный диалог — это когда христиане и мусульмане вместе делают добрые дела для нашего общего будущего.

Каким видите будущее этого диалога?

— Я понимаю, что не все готовы присоединиться к межрелигиозному диалогу, но те, кто чувствует в себе духовную потребность, обязательно присоединятся. И как я уже заметил, межрелигиозный диалог обязательно должен переходить в практическую плоскость.

Когда мы говорим о диалоге среди христианских конфессий, мы используем термин «экуменизм». Есть ли такой аналог у мусульман и каковы отношения внутри мусульманской уммы в Украине?

— В исламской терминологии не существует похожего термина. Поэтому мы чаще всего используем словосочетание «внутреннерелигиозный диалог». Что касается отношений между мусульманами Украины, то, к сожалению, я вижу их еще достаточно проблемными. Поэтому о диалоге между различными мусульманскими организациями Украины мы только мечтаем. Обидно, но среди нас есть те, которые не хотят диалога ни в каком его формате, и поэтому это вопрос будущего, когда некоторые мусульманские лидеры осознают, что альтернативы диалогу не существует.

В контексте экуменического и межрелигиозного диалога, как Вы рассматриваете принцип «единство — в многообразии»?

— Абсолютно уверен, что для всех есть определенные границы, за которые не могут выходить последователи любой религии. Это права человека, Божьи нравственные ценности, человечность и национальные интересы страны, уважение друг к другу и осознание права другого исповедовать свои религиозные взгляды. В этом должно быть единство, а в остальном — мы действительно разные.

Какие главные проблемы мусульман в Украине?

— Как по мне, незрелость нашего мусульманского общества, разобщенность и даже враждебность среди мусульман и мощное иностранное влияние.

Полностью интервью опубликовано в буклете «Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. Вчера, сегодня, завтра».

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.