Саид Исмагилов: «Мусульмане Украины сдали свой экзамен на гражданскую зрелость»

Саид Исмагилов: «Мусульмане Украины сдали свой экзамен на гражданскую зрелость»
17.03.2017
Оцените статью: 
(324 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Что изменилось на полуострове спустя три года после аннексии, какой путь за это время проделала материковая Украина и есть ли место на ментальной карте страны для временно оккупированного Крыма? Слушайте и читайте интервью Диктофона с гостем программы  шейхом Саидом Исмагиловым.

У вас есть личный эмоциональный ряд, связанный с Крымом?

 Да, причем он связан с самым началом моего религиозного опыта. Впервые в жизни я попал в мечеть в Крыму, это была ханская мечеть в Бахчисарае. Я тогда жил в Донецке, мне было то ли 15, то ли 16 лет, а на полуострове как раз проводился летний лагерь для мусульманских подростков. Когда наступила пятница, нам всем сказали, что мы пойдем на джума-намаз, а до этого я никогда не был на пятничной молитве. И знаете, всевышнему Аллаху было угодно, чтобы я впервые в жизни попал на пятничную молитву именно в ханскую мечеть в Бахчисарае, в этот исторический комплекс, где полумрак, очень высокий свод, деревянные потолки, стены. Это неизгладимое впечатление.

После этого я каждый год по нескольку раз бывал в Крыму  в Симеизе. Российская пропаганда говорила, что там готовят боевиков, террористов, а мы учились читать священный Коран, изучали определенные практические и нравственные нормы, ходили на море по два раза в день. Это, собственно, и подтолкнуло меня к тому, чтобы я поступил в исламский университет и дальше всю свою последующую жизнь связал с Исламом.

У меня в Крыму очень много друзей. Вдобавок, я очень люблю крымскотатарскую кухню, хотя я и не крымский татарин. И конечно же, волшебная природа  она прекрасна даже зимой. Это очень дорогое и любимое моему сердцу место.

Часто говорят, что есть ментальная карта Украины, в которую вписана каждая область. Полтава  как родина украинского литературного языка, Львов  как точка сборки украинского политического проекта. Но некоторые отмечают, что Крыма на этой ментальной карте Украины не было или что он был вписан лишь пунктирно. А если бы вы пытались его вписать, то через что?

 Действительно, Крым слабо вписан в ментальную карту Украины, потому что он был крымскотатарским. Я бы вписывал Крым в украинскую ментальность тремя пунктирами  казачество, чумачество и крымские татары.

Ведь здоровая нация не отрицает никакую часть себя. Я думаю, что нужно воспринимать крымскотатарскую культуру как часть уже современной истории Украины. И если украинец будет видеть, что крымский татарин  это такой же побратим, то все непонимание и напряжение уйдет.

Часто звучит мысль, что Украина начала всерьез договариваться о самой себе после 2014 года. А как, на ваш взгляд, стал звучать социальный договор между традиционно христианской Украиной и украинскими мусульманами?

 2014 год стал еще и годом начала взаимной интеграции христиан и мусульман Украины. До этого мы жили порознь. Большинство украинцев не знали, что у нас есть свои мусульмане. К ним относились настороженно, иногда враждебно, считали, что в основном это иммигранты. Майдан и оккупация Крыма открыли для Украины крымских татар и вообще мусульман, наступило долгожданное прозрение. Люди увидели, что Украина большая, разная.

Я почувствовал этот тренд с самого начала, когда на Майдане крымские татары появились. Тогда я уже понял, что нужно делать все, чтобы попробовать ускорить этот процесс и снять взаимное напряжение и недоверие. Чем я мог его ускорить? Нужно проповедовать, что мы должны уважать украинскую независимость, территориальную целостность, поддерживать добрые отношения, уважать и учить украинский язык, уважать и хорошо относиться к украинской культуре. Я всегда проповедую среди мусульман: никакой враждебности к другим проявлениям культуры, даже к тем, которые для нас  мусульман  неприемлемы.

Вы о гастрономических вещах сейчас?

 И о гастрономических вещах тоже. Или, допустим, христианские праздники. Мусульмане могут говорить: ну это же не наши праздники, почему мы должны к ним хорошо относиться? Я говорю: мы не должны их праздновать, но поздравить человека, друга, соседа, может быть, даже родственника с праздником  да. Признавать и понимать, что это культура наших друзей и что они так же, как и мы, имеют право праздновать свои праздники  это нормально. Мы должны уважительно относиться к этому и просить, чтобы они уважительно относились к нам.

В Крыму постоянно были конфликты между крымскими татарами и пророссийским населением. И потом мусульмане полуострова начали выезжать в другие регионы Украины, к сожалению, с набором этого негативного опыта. Например, последователи Ислама приехали во Львов и начали требовать, чтобы здесь срочно поставили мечеть. Львовская общественность удивилась: чего так агрессивно настроены? Вы уверены, что для нескольких сотен человек нужно обязательно мечеть? А как воспримет это община? Может, давайте мы сначала как-нибудь помягче этот вопрос решим? Я приезжаю на встречу с мусульманами и христианами во Львове и говорю: давайте мы сделаем исламский культурный центр, где мы будем собираться, молиться, проводить все необходимые наши обряды, праздники, но не напрягать окружающую общественность. Люди на меня смотрят и говорят: ну как, надо же добиваться, мы же должны бороться за это. Я говорю: да не нужно здесь бороться, здесь не враги вокруг вас. Здесь люди, которые реально вас любят, уважают, сочувствуют, сопереживают. Мы должны наоборот показать этим людям, что мы всячески готовы идти на компромиссы, на диалог, показывать, что мы не будем инициировать конфликты. Если общественность не готова, окей, она не готова. Сейчас во Львове есть и синагога, и армянский храм. И до того момента, как это было построено, прошло время, люди должны были свыкнуться, чтобы спокойно относиться к проявлению другой культуры. И когда мы этого достигнем и если в этом тогда еще будет необходимость, тогда мы будем с местной общиной Львова разговаривать.

В России провластные спикеры любят говорить о том, что Украина  это гомогенная христианская страна, которая не имеет опыта коммуникации с мусульманами, в отличие от России, где мусульмане составляют до 12% населения. И на этом основании они делают вывод, что Россия для мусульман куда более дружественная страна. Это соответствует реальности?

 Это абсолютная неправда. Ситуация с Исламом и мусульманами в России очень тяжелая. Градус нетерпимости очень высокий. Россия силой присоединяла к себе территории: завоевание Кавказа, войны в Средней Азии. Если мы возьмем более ранний период, то это уничтожение Казанского ханства, Астраханского ханства. Мусульмане в России всегда были ущемленным в правах меньшинством.

Сейчас эта нетерпимость только нарастает. Пик ее пришелся на две чеченские войны, когда к мусульманам относились очень агрессивно. Я учился в Москве в исламском университете как раз во время второй чеченской войны, и то, что я больше похож на славянина, меня очень сильно спасало. Были и скинхеды, и побои, и погромы, и милиция постоянно арестовывала мусульман прямо возле мечети.

Причем на уровне государства и законодательства тоже все не безоблачно. Начиная от списков запрещенной литературы и заканчивая преследованием за инакомыслие. В России разрушались мечети, убивали религиозных деятелей. В Ставропольском крае убито больше 10 человек, имамов-служителей. В российских духовных управлениях имамы и муфтии или сами должны быть в ФСБ или к ним должны быть приставлены люди из ФСБ, которые контролируют всю деятельность. У нас в Украине ничего подобного нет. У нас никогда не было снесено ни одной мечети, нет скинхедов и погромов, и нет неприятия мусульман на бытовом уровне. И мусульманское общество этим дорожит.

Поэтому когда на Донбассе только началась эта волна сепаратизма, мы собрались с имамами Донецкой и Луганской области, я у них спросил: какова ваша позиция? И 90% собравшихся священнослужителей сказали  мы на стороне Украины, это наша родина.

И такая же ситуация была в Крыму. Жесткие репрессии против мусульман на полуострове не останавливает людей, они втайне продолжают ждать, когда наконец вернутся в нормальную свободную страну. И это проявляется даже в форме официального неповиновения духовным лидерам, которые перешли на российскую сторону. Просто их не приглашают на мероприятия.

В Украине идет выработка нового социального договора. Вам не кажется, что одновременно нарастает драматическая ценностная разница между материком и полуостровом, который после аннексии Россия погрузила в эдакую криогенную заморозку?

 Сейчас в Крыму идет расслоение на официальную религиозность и подпольную. Официальную там контролирует государство, в том числе и через своих священнослужителей. На Донбассе такая же ситуация. Люди, которые приезжают с оккупированных территорий, говорят, что приехали подышать свободой. Хотят зайти в мечеть, зная, что за ними не следят.

Мне трудно сказать, к чему приведет такое расслоение, когда у нас здесь свобода, когда мусульмане становятся совершенно нормальной частью украинского общества, а в Крыму все наоборот. Но надеюсь, что люди не сломаются. В конце концов, у мусульман есть большой опыт сохранения своей религиозности в подполье.

Есть мнение, что религиозное неотделимо от политического. Что те же мусульманские общины  это всегда рычаг для влияния на страну со стороны либо Анкары, либо Эр-Рияда. Можете что-то возразить?

 Нам совершенно не нужно опасаться того, что мусульмане Украины попадут под влияние иностранных центров просто потому, что нас мало, и эти центры не имеют такого большого влияния. Вдобавок, в мусульманском мире не сложился один центр, как, например, Ватикан у католиков. У одних мусульман центр  это Стамбул, у других это Эр-Рияд, у шиитов  а азербайджанцы это преимущественно шииты  Иран.

В большинстве наших общин идет работа над тем, чтобы наши единоверцы ориентировались не на заграничные религиозные центры, а все-таки чувствовали себя мусульманами Украины. Этот процесс, конечно, не одномоментный, но он будет идти. Мусульмане Украины сдали свой экзамен на гражданскую зрелость.

Источник: LB

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.