Украинские мусульмане завоевали авторитет и уважение остального общества, − Саид Исмагилов

Муфтий ДУМУ «Умма» Саид Исмагилов
Мусульмане Киева − в вышиванках

На днях издание «День» обнародовало продолжение интервью Романа Гривинского с муфтием Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саидом Исмагиловым, в котором говорится о точке зрения шейха относительно духовных трансформаций, которые ждут Европу в ближайшем будущем, и об отношении мусульман к вызовам секуляризации.

Первую часть «Ислам в Украине» приводил полностью в авторской редакции.

Шейх Саид, в последнее время, очевидно вследствие наплыва беженцев и особенно после терактов в Париже, все чаще стали звучать опасения относительно угрозы исламизации Европы. Чтобы бы вы ответили на это? Можно ли говорить о какой-то исламизации, учитывая то мощное влияние, которое в свое время совершили мусульманские ученые, философы на процесс формирования европейской цивилизации?

− По моему мнению, дискуссии об угрозе исламизации Европы возникают из-за того, что мусульмане довольно религиозны. Приезжая из Марокко или Алжира, они стремятся посещать мечети так же, как делали это на родине. Зато европейское общество − очень секуляризованное. Большинство европейских христиан не часто посещают церковь. Именно поэтому, если вы сравниваете религиозные практики христиан и мусульман в Европе, может сложиться впечатление, что последних там очень много − часто они даже не могут поместиться в мечети и вынуждены молиться прямо на улице. Таким образом, представление об угрозе исламизации возникает из-за того, что не слишком заметны другие религии. На самом деле, мусульман в Европе не так много.

В Украине же говорить об исламизации вообще смешно. Гипотетически в нашей стране почти миллион мусульман, но если посчитать тех, кто хотя бы раз в год приходит в мечеть, то не соберем и половины от этого количества. Где все остальные − неизвестно. Если же к Исламу приходят представители народов, для которых эта религия не является традиционной, в частности украинцы, то это происходит вследствие длительных внутренних поисков. Однако таких случаев очень мало. К примеру, в Киеве за последние десять лет я знаю только о 66 человек − записываю всех новых мусульман в своем журнале.

Что касается наплыва беженцев в Европе, то складывается такое впечатление, будто их кто-то туда намеренно направил. В конце августа я был в Германии и видел, как все начиналось. Толпы мигрантов меня шокировали. Удивляет, как это вообще возможно. Помню, когда я оформлял визу, пришлось сдавать отпечатки пальцев, несколько раз приносить фотографии. А эти люди попадают туда без документов. Очевидно, кто-то, для кого это выгодно, организовал для них «коридор».

«РАДИКАЛИЗМ − „ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ“ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСЛАМА»

Секуляризация сейчас часто рассматривается как одна из причин определенного идейного кризиса, упадка ценностных ориентиров среди европейцев. Возникает ли такая проблема в мусульманском мире? Как современный Ислам реагирует на эти вызовы?

− Проблема секуляризации в том, что она не способна предложить никакой альтернативы Божьим, религиозным ценностям. Ведь именно на них возникла человеческая цивилизация. Всякая мораль имеет религиозные корни − она основывается на заповедях, которые находим во всех мировых религиях: «не убий», «не укради» и других. Посмотрите на конституцию любой страны − все они имеют в своей основе религиозные правила, из которых просто убрали упоминание о Боге. «Секуляризованная мораль» не существует − человек не придумал ничего сам. Идейный кризис возникает из-за того, что люди отвергают ценности, но не могут найти ничего взамен.

Мусульманскому миру тоже свойственно явление секуляризации. Мусульмане-мигранты в Европе часто не являются религиозными, какими были их родители. Вера постепенно превращается для них в своеобразную дань традиции. В этом контексте можно говорить о некой «адаптации» к реалиям европейского общества. Такая же проблема существует здесь, в Украине. К примеру, всегда считалось, что в Киеве живет много татар. Где они сейчас − мы не знаем. Старшие люди рассказывают, что их дети, внуки «считают себя мусульманами», но мечеть не посещают. Такие же тенденции наблюдаем среди христиан.

Лучший способ противостоять этим явлениям − воспитание детей. Убежден, что человека следует с самого детства приучать к Божьим ценностям, вере, к определенной религиозной культуре и традиции. Воспитывать же, как известно, лучше собственным примером. Если ребенок будет расти в такой среде, потом, во взрослой жизни, даже если он не будет религиозным, у него по крайней мере останется уважение к религиозной традиции. Конечно, случается и так, что чрезмерное религиозное воспитание вызывает протест и даже превращается в атеизм, но это − единичные случаи. В нашей мусульманской общине мы стараемся воспитывать детей в уважении к вере и религии.

Один из ключевых признаков нынешней секулярной эпохи − превращение религии на предмет выбора. Ведь еще несколько лет назад человек не мог себе представить ситуацию, когда ему придется решать − верить или не верить в Бога или какую же религию из многих «выбрать». Религиозное сознание было неотъемлемым горизонтом человеческого бытия. Говоря об Исламе в мире и в Украине в частности, остается ли он преимущественно «верой родителей»? Какая часть верующих делает сознательный выбор в пользу этой религии?

− До начала ХХ века Ислам почти так же, как и христианство, был очень традиционным. Мусульманский мир находился в упадке − к религии относились, как к вере отцов, к народной традиции. Однако затем началось бурное возрождение Ислама. Появился ряд мыслителей и проповедников, которые выступили с призывом к обновлению вероисповедания мусульман и превращения его в живую, активную миссионерскую религию. Они не были никоим образом связаны между собой, происходили из разных стран, но им удалось реализовать эту программу. Не обошла общая тенденция и Украину. Вспомним движение джадидизма, основанное в Крыму Исмаилом-беем Гаспринским. Эти люди были убеждены, что Ислам не может быть закостенелой архаичной религией, считали, что он должен обновляться изнутри, быть современным и динамичным. В конце концов, мусульмане стали гораздо более религиозными, они начали активно проповедовать. Сегодня Ислам не воспринимается просто как вера родителей. Конечно, в некоторых мусульманских странах в селах и городках можно встретить и старый «традиционный» подход, но в прогрессивных мусульманских обществах вера является личным выбором каждого. Во времена СССР государство не признавало существования Ислама в Украине. Не было ни одной мечети, не отмечались праздники − все было только в подполье. Некоторые мусульмане «ассимилировались» − их уже ничего не связывает с религией. Но те, кто вернулся к Исламу как к определенному мировоззренческому выбору, сегодня очень активны и пассионарны.

В разных странах возрождение Ислама происходит по-разному. К сожалению, иногда такое стремление приводит к радикализму. Здесь есть определенные внутренние факторы. Некоторым людям не хватает быть «просто» мусульманином. Они требуют чего-то большего − бороться за что-то, искать врага. Такие «пассионарии» и становятся кадрами для различных радикальных группировок. Таким образом, можем говорить о своеобразном «побочном эффекте» возрождения Ислама.

«ЕВРОПА ДОЛЖНА ВЕРНУТЬСЯ К ХРИСТИАНСТВУ»

Разговоры об «упадке» западной цивилизации периодически возникают уже на протяжении не менее 100 лет. Испытания, с которым столкнулись страны Запада в последнее время, снова реанимировали этот дискурс. На ваш взгляд, в чем заключается суть европейских ценностей? Требуют ли они определенной трансформации, или же, возможно, наоборот − более последовательной защиты?

− По моему мнению, в определенных измерениях Европа не только не «приходит в упадок», а наоборот − очень бурно развивается. Правда, в основном эти достижения относятся к сфере материального. С духовной же точки зрения Европа, к сожалению, действительно переживает определенный кризис. Главная ее причина − отказ от христианства. Секуляризация, борьба с церковью и религией в позднем средневековье и в современную эпоху − сейчас европейцы пожинают плоды этих процессов. Если бы Европа была сегодня такой же христианской, как есть мусульманскими страны исламского мира, возможно, всех этих проблем просто не было. Ведь тот, кто является сильным духовно, кто в жизни имеет определенный смысл, цель, понимает, для чего он живет − такой человек всегда будет сильным, выносливым и уверенным в себе. Почему мусульмане, и не только они − представители других религий также − проявляют сегодня активность и склонность к экспансии? Потому что эти люди имеют духовный стержень. Европа, отказавшись от религиозного, духовного стержня, предложила определенные секулярные идеи − мол, давайте будем духовными, но без Бога… Последствия такого подхода мы можем сейчас наблюдать. Недаром Ангела Меркель сказала недавно: «Если не хотите исламизации Европы, приходите в церковь». Мне кажется, вскоре в Европе начнется постепенное возрождение христианства. Или же, возможно, она будет апеллировать к каким-то другим религиям… Вместе с тем, учитывая то, как активно сейчас трансформируется и усиливает свои позиции католицизм, мне кажется, именно он может стать тем проводником, который вернет Европу к христианству. После II Ватиканского собора католическая церковь очень обновилась. Сегодня это активная, динамичная религия, которая знает, как привлекать людей к себе.

Желание верить присутствует в самой природе человека − таким его создали. Если он не верит в Бога, то начинает верить в науку или в еще что-то. Если человек не находит опоры, которая бы направляла его и придавала смысл его жизни, к которой он мог бы обратить свою веру, такой человек начинает «падать». Если европейцы не вернутся к Богу, они предстанут перед еще большим духовным кризисом. То, что наблюдаем сегодня − только первые признаки, дальше будет хуже…

По вашему мнению, возрождение религиозного сознания требует отказа от универсальных принципов, вроде прав человека? Или же, возможно, эти два идейных пласта можно совместить?

− В основном религиозные и секулярные идеи можно совместить. Хотя, конечно, есть и отличия. Религия всегда будет выступать против однополых браков, проституции, легализации абортов или наркотиков − эти явления запрещены всеми мировыми религиями. Как Библия, так и Коран предупреждают: «Не делайте этого − иначе человечество ждет упадок». Если же вы считаете себя умнее Бога, поинтересуйтесь судьбой древних народов, которые думали так же… Поэтому можем предположить, что возвращение Европы к христианству будет предусматривать пересмотр определенных секулярных европейских ценностей, навязываемых сегодня всему миру.

В этом году произошло знаковое для украинских мусульман событие − впервые смыслы Корана были переведены на украинский язык. Автор перевода − Михаил Якубович. Как вы оцениваете качество этой работы?

− Мы сотрудничали с Михаилом Якубовичем. В общем я оцениваю его работу положительно. Были определенные замечания, но они были учтены во втором издании. Напомню, что сначала перевод был издан в Саудовской Аравии. Второе же издание увидело мир весной в киевском издательстве «Основы». Михаил Якубович сделал большую и важную работу. Каждый мусульманин, который приезжает в священную Мекку, чтобы выполнить хадж, перед возвращением домой получает в подарок от королевства экземпляр Корана и его перевод на родной язык. До сих пор мусульманам из Украины дарили русский перевод. Но после того, как перевод Михаила Якубовича был утвержден Институтом Корана в Саудовской Аравии, украинские паломники получают в подарок именно его. Наряду с другими появился украинский перевод Корана и во всех крупнейших мечетях мира. Таким образом, благодаря этому изданию мусульманский мир больше узнает об украинском языке, а сами украинцы − о священной книге Ислама.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.