Интерес к мусульманам, стремление узнать о культуре и традициях исламской общины, которая является составляющей украинского общества — явление естественное и понятное. Ведь Ислам в Украине появился не сегодня и не вчера, имеет многовековую историю, но многие ли наши соотечественники об этом знают? Заполнить пробелы в осведомленности сограждан относительно жизни украинской уммы взялся винницкий информационный портал VежА, и журналистка издания Виталия Мазур отправилась с визитом в местную мечеть. Своими впечатлениями и записью разговора с имамом Мусой Салимом, руководителем Исламского культурного центра Винницы, она поделилась в материале «Мечеть на Матроса Кошки: как живут мусульмане в Виннице».
Здание из белого кирпича по улице Матроса Кошки, 63 служит помещением для общественной организации «Аль-Исра», занимающейся помощью мусульманам города и области, и мечетью, имеющей две молитвенные залы. Хотя для входа на территорию двора Центра нужно нажать кнопку домофона у ворот, обычно они не заперты. На них вывешена афиша о бесплатных курсах арабского языка.
«Курсы для всех. И вы тоже можете приходить», — сообщил нам Ибрагим — первый, кого мы увидели возле мечети. Он помогает имаму в уходе за зданием. Как впоследствии выяснили, Ибрагим является также одним из преподавателей арабского языка в Виннице.
Встретив нас у входа, вежливо приглашает в кабинет имама в мечети. Снимает обувь и оставляет её на полке в специальном шкафчике. Повторяем вслед за ним — в мечеть надо заходить босыми, перед этим омыв ноги, руки и лицо. Но такой ритуал осуществляют мусульмане специально для молитвы, нам же достаточно просто оставить обувь. Тем более, что внутри здание устлано коврами — они даже на лестнице. В помещении пусто — мусульмане Винницы приходят сюда молиться по пятницам, в остальные дни они совершают намаз дома.
— В общем, надо молиться пять раз в день и желательно это делать в мечети. Но мы живем в христианской стране, где нет мечети на доступном расстоянии. К тому же современные реалии не требуют посещать мечеть ежедневно, но в пятницу нужно приходить обязательно. Если этого не сделать, то для мусульман грех. Но такое требование является обязательным для мужчин, женщинам это прощается.
Кстати, о женщинах — является ли обязательным для них условие постоянно находиться в платке вне дома, даже если нужно сделать фотографию на документы?
— Я понимаю, о какой ситуации вы хотите сказать. Действительно, к нам обращались мусульманки-переселенки из Крыма по поводу того, что миграционная служба требует снимать хиджаб, чтобы сделать фото для паспорта. Требования постоянно находиться в хиджабе в Исламе нет. Мусульманка покрывает все тело, кроме лица и кистей рук, перед чужими мужчинами. Традиция покрывать голову когда-то и в Украине существовала среди женщин, сейчас же осталась только во время посещения храма.
Почему все мусульманки в Виннице отказываются выполнять требования миграционной службы?
— Это уже их личное убеждение. Но когда мы начали разбираться в ситуации, проконсультировались с юристом, то выяснили, что нарушения здесь есть со стороны самой службы, а не мусульманок из Крыма. Оказалось, что нет прямого требования фотографироваться без хиджаба. Это же не никаб или паранджа, где закрыто лицо. Здесь лицо полностью открыто, поэтому делать фото на документы, и на паспорт в частности, в таком виде можно. Но почему-то в миграционной службе с этим не согласны.
Мужчина может запретить жене-мусульманке не снимать хиджаб?
— Любые запреты со стороны мужчин в отношении женщин, исповедующих Ислам, являются стереотипом представителей других религий, которые возникают, как правило, под влиянием медиа и кино. У нас XXI века за окном — мусульманки могут так же водить авто, как и мужчины, выбирать образование и работу по душе, ходить на выборы.
С какими еще стереотипами в отношении мусульман вам приходилось столкнуться в Виннице?
— Один из самых распространенных касается женщин — мол, мужчинам в Исламе разрешается брать в жены четырех женщин. Но если вы поедете в ту же Турцию, то узнаете, что в Исламе так же женятся парами на всю жизнь, рожают и воспитывают детей. Никаких «гаремов» — всё цивилизованно.
Еще один стереотип, который вспомнил Муса, касается ложного представления, что мусульмане причастны к терроризму. В связи с этим имам рассказал об одной очень неприятной ситуации, которая произошла в Исламском культурном центре прошлой зимой.
— Представьте себе, что вы приходите в храм, чтобы помолиться, а на входе вас встречают представители полиции или СБУ и проверяют паспорт. Тяжело предположить, что такое возможно, однако эта ситуация у нас случилась прошлой зимой в то время, когда люди начали собираться на молитву. При этом объяснений своих действий полиция не давала. Впоследствии я узнал, что якобы задержали представителя «Исламского государства» в Виннице. Понимаю, что у полиции своя работа, но настроение после этого было испорчено у всех.
Много мусульман живет в Виннице? Сколько людей приходит в мечеть?
— Вообще в Виннице можно насчитать 1,5 тыс. мусульман. Это и переселенцы из Крыма, и студенты, которые приезжают на учебу в медицинский университет. Также есть небольшой процент людей, которые имеют здесь свой бизнес. Регулярно в мечеть на молитву приходят 150–400 человек. Молитвенные залы у нас небольшие — мужская может вместить 200 человек, женская значительно меньше.
Как в Виннице появилась мечеть?
— Мечеть в Виннице существует с 2002 года. До тех пор мусульмане собирались на молитву там, где удавалось договориться об аренде помещения. Однако с годами последователей Ислама в нашем городе становилось все больше, в основном это были студенты медицинского и технического университетов. Поняв, что долго так продолжаться не может, решили организовать единое и постоянное место для собраний и провозглашения молитв.
Дом, где мы сейчас находимся, был тогда довольно маленьким. Мы выкупили часть, а затем взялись его достраивать. Таким образом расширили первый этаж и начали строить второй. В 2004 году уже закончили строительство, но впоследствии еще расширились, чтобы проводить здесь курсы по арабскому языку. А потом мы еще и открыли библиотеку арабской литературы, — рассказывает Муса Салим. — Сейчас в мечети есть две молитвенные залы, библиотека, детский уголок, а на улице — место для собраний, торжеств и приготовлений.
Муса, а как Вы стали имамом? Откуда вы родом?
— Когда я приехал на учебу в Винницу, то сразу узнал, где в городе есть мечеть. Здесь я сначала приходил на молитвы, потом начал все больше помогать тогдашнему имаму. А когда он завершил свое обучение в Виннице и вернулся домой, то передал мне управление Исламским культурным центром. Я тоже после окончания учебы вернусь домой — в Палестину. Моя семья живет в горячей точке — в секторе Газа. Поэтому вопрос остаться в Виннице я даже не рассматриваю — я нужен там.
Давно были дома?
— Давно. Всё из-за особых условий пересечения границы. Ведь я могу домой заехать, а вернуться оттуда сложнее — бывает люди ждут очереди полгода, год, бывает и дольше. Я должен заявку подавать заранее, чтобы посетить свой дом и родных на несколько дней. Когда моя семья узнала, что в Украине также война, волновались очень. И я как никто понимаю, с чем приходится жить украинцам. Мы во многом похожи, хотя и исповедуем разные религии, — подчеркивает Муса.
В завершение нашего общения Муса обращается к своему помощнику Ибрагиму с просьбой провести для нас небольшую экскурсию. Пока знакомимся с мечетью, Муса снова приглашает в свой кабинет, где уже ждет нас с подарками.
— Это Коран в украинском переводе. Это очень качественный перевод, сделанный именно для того, чтобы украинцы как можно лучше поняли нашу культуру, которая тесно вплетена в религию. Мы благодарны украинцам за гостеприимство — нас здесь очень хорошо принимают, — говорит Муса Салим.
Имам отмечает, что приходить в мечеть в Виннице имеют возможность не только мусульмане — каждый, кто обратится за помощью, получит здесь поддержку или совет. Кроме этого, мусульмане, обучающиеся в Винницком национальном медицинском университете, время от времени собирают помощь для воспитанников детских домов или детей, которых лечат в онкогематологическом отделении детской областной больницы.