Я делаю все, чтобы крымскотатарское кино появилось, − Нариман Алиев

Кадр из фильма Наримана Алиева «Без тебя»
Каталог «Берлинале-2016»
Нариман Алиев в Берлине с коллегами в майках в поддержку Олега Сенцова
Кадр из фильма Наримана Алиева «Без тебя»
19.02.2016
Оцените статью: 
(580 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Короткометражный фильм молодого режиссера из Крыма «Sensiz» («Без тебя», 2015) представлен в молодежной программе 66-го Берлинского международного кинофестиваля «Берлинале-2016». Это третья работа Наримана Алиева, которая, как он написал на своей странице в соцсети Facebook (запись от 31 августа 2015 года), может стать последней в его крымской фильмографии.

Издание Крим. Реалии разместило интервью с молодым крымскотатарским режиссером.

Какой была реакция зрителей в Берлине?

− Фильм публика восприняла очень тепло, многие прониклись сюжетом. Его показывали первым в блоке, и я боялся, что после просмотра всех конкурсных работ мой фильм может потеряться. Но при обсуждении лента вызвала большой интерес у зрителей. Интересовались сюжетом и посвящением, спрашивали о музыке, которая звучит в фильме (народная песня «Журавли»). Кто-то из зрителей заметил, что оригинальное название фильма «Sensiz» − это турецкое слово. Я объяснил, что это крымскотатарский язык, рассказал о своем происхождении и отметил, что для меня очень важно рассказывать о своем народе и традиции, потому что крымскотатарского кино нет, и я стараюсь делать все, чтобы оно появилось. О политике не спрашивали, интересен был сам фильм. Что тоже приятно.

Пока мы не можем увидеть фильм, расскажите, о чем он?

− Фильм «Без тебя» снимали летом прошлого года в Крыму. У меня была идея, но я не мог реализовать её по ряду причин. Этот фильм посвящен моему родному брату Ерфану Селимову, он разбился в автокатострофе в 2010 году. Я хотел почтить его, вспомнить его имя, но не хотелось говорить о смерти, потери. Не было задачи разжалобить зрителя. Это история не моя, это метафора, которая рассказывает о том, что нужно не забывать, что есть сегодня и что было вчера.

Работы свои я делаю в семейном кругу, актеров у меня было двое − это мои двоюродные братья Февзи и Ремзи Биляловы. Родственники мне всегда помогают во всех моих работах, это семейное производство, и это заметно.

Почему вы привлекаете семью к работе в ваших фильмах?

− Я не доверяю нашим современным актерам, особенно молодым, потому что если бы со студентами актерских факультетов я вел себя так же, как с актерами, которые у меня на площадке, они бы расплакались, развернулись и ушли. Я брал родственников, потому что они готовы делать все, что я скажу, и мне с ними комфортно. Я считаю, что каждый может быть актером и режиссером, главное − стараться. Мои родственники пытаются, и я доволен тем, как они выглядят.

Это родство на площадке видно в кадре?

− Это должен сказать зритель − поверил он актерам или нет. Меня удовлетворяет тот результат, который я получаю. Не скажу, что он точно удовлетворит меня в следующей моей работе, поскольку должен быть прогресс в том, что ты делаешь. Но для начала − это достойно, мне не стыдно это показать, я горжусь своими родственниками за то, что они не боятся показать себя с разных сторон.

Почему Крым?

− Потому что это дом, это родина, здесь вопросов не должно возникать. Мне странно, когда выбирают не Украину, не Крым, когда люди снимают о том, что не знают, там, где не были, и говорят о том, чего не чувствуют. Я пытаюсь говорить о том, что меня волнует, о том, чем могу поделиться. Это важно в начале пути.

Вышла бы эта работа не в Крыму?

− Нет, не вышла бы. Я не пытаюсь показать Крым, крымских татар, у меня есть история и локация, пейзажи имеют на нее работать. Может, зритель и не понимает, что это именно Крым, но он должен почувствовать эту атмосферу.

Как вы попали на Берлинале?

− Это, наверное, самый неинтересный ответ: послал заявку, мне прислали ответ. Это приятно и неожиданно, особенно, когда на фестивале в конкурсном отборе это единственная работа от Украины, и она твоя.

Был внутренний страх, что работу взяли не за то, за что должны были принять. То есть меня уже спрашивали: «может, потому что это Крым, крымские татары?». Но нигде в фильме этого не обозначено, это может быть и Иран, Азербайджан, Турция или Закарпатье, например. Я думаю, в Берлине мало различают имена Нариман и Василий. 

Многие общественные активисты делают шаги для того, чтобы выйти на европейский уровень с единственной целью − вынести проблему Крыма на мировой уровень. Видите для себя такую миссию?

− Я в любом случае её несу, но не в кино. Я не отказываюсь от того, что я крымский татарин, я не опровергаю проблем, которые сегодня существуют. Я не говорю об этом в кино, потому что можно быстро спуститься к конъюнктуре, к манипуляции и провокации. Мне хочется верить, что мою работу оценили за искренность, а не за события, которые происходят в стране. Я хочу, чтобы меня оценили как режиссера, а не как деятеля, не за политическую позицию.

Покажите мне хотя бы одного крымского татарина, который стал известен только благодаря тому, что он крымский татарин. Я лучше покажу большему количеству людей свой фильм, и пусть они интуитивно почувствуют, что это крымские татары, чем я буду говорить на каждом шагу: «Поддержите меня, я крымский татарин». Нужно показывать на деле, что ты умеешь. О Крыме я хочу говорить только хорошее.

В Киеве фильм Наримана Алиева «Sensiz» будет представлен 1 марта 2016 года в рамках закрытого показа.

Напомним, Ислам в Украине писал о том, что на Берлинале представят ленту крымскотатарского режиссера. Ранее также сообщалось о результатах отбора короткометражных фильмов среди молодежи «Generation 14+" на Берлинале.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.