В истории вообще и в крымской в частности XIII век занимает очень примечательное место. Шесть крестовых походов в Святую землю, Альбигойские походы крестоносцев, экспедиции смерти в славянские и литовские земли, завершение эпохи походов за веру. Основание Риги, образование Литовского государства. Падение влияния Киева и возвышение владимиро-суздальских князей, междоусобицы на Руси. Время Чингисхана и Батыя, двинувшихся из степей Азии «к последнему морю», покоряя Китай, Среднюю Азию и Кавказ.
Восстания черни и заговоры знати, «моры и глады», торговля и войны. Начало реконкисты — вытеснения арабов из Испании. Век учреждения и становления инквизиции. И век создания Великой хартии вольностей и первого английского парламента... Поистине век расхождения Востока и Запада, их извечного противоборства.
А теперь обратимся к крымской истории ХIII века. И связана она не только с Византийской империей и началом венецианско-генуэзской колонизации Причерноморья, но и с историей... Египта. Связана именем, столь почитаемым до сих пор в этой африканской стране: аль-Малик аз-Захир Рукн-ад-дин Бейбарыс аль-Бундукдари ас-Салих. У этого султана, исконное имя которого Бейбарс («глава барсов»), имелись и другие титулы: «управляющий делами двух халифов», «возвратитель блеска Аббасидского халифата», «сонаследник эмира всех мусульман» и другие пышные и цветистые наименования.
Он — прославившийся беспримерной храбростью в битве с крестоносцами при Думияте, пленивший короля Франции в сражении при Мансуре, поразивший мечом мисрского египетского султана, поставивший последнюю точку на крестовых походах, разгромивший тумены монгольского воинства.
Вполне возможно, крепость строили здесь, так как полуостров лежал на Шелковом пути |
Перехитривший своей дипломатией кнута и пряника «вредную секту» политических киллеров — ассасинов. Выкупавший всех этнических тюрков на невольничьих рынках и воспитывавший из них лучших воинов своего времени. Кроме того, Бейбарс — основоположник архитектурного стиля, известного как раннемамлюкский, прораб капитального ремонта Мединской мечети пророка Мухаммеда и домекковской «каабы» — мечети Кубба ас-Сахра в Кудусе (Иерусалим), реставратор первого в мире исламского учебного заведения — мечети аль-Азхар, строитель сотен мечетей, мостов, караван-сараев и медресе.
Он — пионер-учредитель института государственной заботы о детях-сиротах, государь-дипломат, наладивший интенсивный взаимообмен между Ближним Востоком и своей родиной — Северным Причерноморьем. Сохранивший на чужбине верность родному языку и традициям, живший в юрте, употреблявший кумыс и конину, ставший верховным правителем на чужбине и семнадцать лет бывший султаном — это всё Бейбарс.
За честь называться родиной столь значительного военачальника и правителя негласно соперничают Казахстан и Туркмения. В первом, в городе Атерау, даже памятник Бейбарсу поставили. Но происхождение будущего мамлюка и султана Египта (Мисра по-тогдашнему), Сирии (Шама) и Хиджаза довольно туманно. Известно лишь, что он — огуз из племенного союза кипчаков, известных нам из русских летописей как половцы). ХIII век в причерноморской степи — это их время.
Бейбарс выделил 2 тысячи динаров на строительство мечети |
Мощные стены из местного камня, заложенные таким же камнем окна. Лишь остатки михраба, молельной ниши в сторону Мекки, выдают предназначение: мечеть. Это и есть известная мечеть Бейбарса, самая древняя в Крыму, да и на Украине тоже. Построена в 1287–88 годах.
В 1277 году Бейбарс выделил очень приличную по тем временам сумму — 2000 динаров — на строительство. Стройка шла уже после смерти султана. Денег хватило на самые изысканные и дорогие материалы.
По воспоминаниям известного исследователя Крыма XVIII века Петра Кёппена, стены её «были покрыты мрамором, а верх — порфиром». А историк А. Маркевич отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, ещё долго могут держаться». Но сейчас утрачен минарет, запечатлённый на акварели М. Иванова в конце XVIII века. Представьте себе: темень средневековья, пыль Солхата и — белоснежная мечеть, крыша покрыта порфиром, минареты вонзаются в небо. В общественно-религиозной жизни города — верх разнообразия: христиане, иудеи, мусульмане, язычники, шаманисты.
Стройка велась уже после смерти султана Бейбарса |
Так скажите, зачем отправлять такую сумму в столь далёкий от Египта Крым на строительство богатого храма в пёстрой религиозной среде? В Золотой Орде и её улусах ислам станет господствующим лишь лет через пятьдесят. В 1313 году его официально введёт известный хан Узбек и построит в следующем году рядом с мечетью Бейбарса ещё одну мечеть и медресе. Храм Узбека до сих пор стоит и действует, но вот духовное училище, сыгравшее огромную роль в исламизации Крымского улуса, давно разрушено. В среде кочевников вера в единого бога прижилась тоже не сразу. Так зачем строить мечеть?
Некоторые историки считают: чтобы оказывать влияние на полуостров, лежащий тогда на Великом шёлковом пути. Богатство караванов из Азии и полные трюмы галер европейцев не дают покоя и в далёком Мисре (Египте), претендующем на господство в торговых делах Запада и Востока.
Или всё проще. Мечеть строится на родине правителя, на месте, памятном с детских лет. Это — романтичная версия, но, согласитесь, вполне приемлемая. Факт — сама мечеть, пусть казахи или туркмены покажут такую же у себя, построенную на деньги из казны египетского правителя.
Связь тихого городка у подножия Крымских гор с теми временами является нам развалинами мечети самого Бейбарса, султана и воина.
По материалам «Крымская правда»
Ссылки на тему:
Былое и настоящее «Белой мечети» Кебир-Джами
Поклонись наукам всяк сюда входящий
Исламские памятники Старого Крыма
В Старом Крыму разрушаются архитектурные памятники средневековья