Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам

 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам
Босния и Герцеговина
 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам
Доцент кафедры арабистики МАУП Александра Олейник
 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам
Босния и Герцеговина
 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам
 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам
 Босняки-мусульмане — единственная славянская этно-лингвистическая группа, исповедующая Ислам

Во время V Международной молодежной летней исламоведческой школы, работа которой проходила в Национальном университете «Острожская академия», свои содержательные доклады представило немало как уже известных ученых, так и их коллег, только начинающих свой путь в науке.

Среди них и выступление доктора философии в области международных отношений, доцента кафедры арабистики МАУП Александры Олейник. Ученая рассматривала феномен появления Ислама на территории современной Боснии и Герцеговины в историческом контексте, а также раскрывала роль этой религии как ключевого фактора формирования национальной идентичности славян-мусульман. Не осталось вне доклада и современное состояние Ислама в этой стране.

Приводим фрагменты выступления (полный текст которого будет обнародован в очередном номере альманаха «Аль-Калям») с некоторыми сокращениями:

Загадочная и малоизвестная балканская страна Босния и Герцеговина, которая появилась на политической карте Европы относительно недавно (в 1992 году), представляет для нас особый интерес, так как подобно Украине объединяет в себе тюркские и славянские, исламские и христианские начала.

Бывшая республика социалистической Югославии, а ныне самостоятельное государство Федерация Боснии и Герцеговины является второй европейской страной после Албании, где значительная часть местного населения (половина и более) традиционно исповедует Ислам, и единственной в мире, в которой одной из титульных национальных групп являются славяне-мусульмане. Массовое принятие Ислама местным населением  одно из важнейших явлений в истории Боснии и Герцеговины, что привело к созданию определенной боснийской мусульманской идентичности и к профилированию нации боснийцев.

Несколько поколений историков пытались объяснить причины обращения. Мусульманские писатели распространение Ислама помещали в идиллические рамки стабильности, процветания, гуманности и долговечности Оттоманского правления. Согласно этой точке зрения, принятие Ислама осуществлялось без какого-либо давления, с акцентом на социальное и религиозное сознание общин и представлялось как благословение и благодать для тех, кто идёт по правильному пути. Однако некоторые христианские авторы имеют другую точку зрения.

Ислам начал распространяться в Боснии еще до её окончательного попадания под власть Османской империи, влияние которой усилилось во время правления султана Мехмеда I (14131421 гг.), Селима I (15121520 гг.), Сулеймана Великолепного (15201566 гг.), то есть в те времена, когда Османская империя была на вершине своего расцвета.

Существует расхожее утверждение, что якобы балканские народы принимали Ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться, например, от уплаты налога  джизьи, который взимался со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако такой подход до конца не объясняет того, почему все-таки народами, где был принят Ислам, он был сохранён даже после падения последнего мусульманского халифата. Очевидно, что адаптации к Исламу способствовали и некоторые местные особенности народной духовной культуры.

Одной из возможных причин массового обращения в Ислам в средневековой Боснии было то, что распространенные в то время адепты богомильства претерпевали чрезвычайные притеснения и гонения со стороны боснийского короля и духовенства. Это заставило их искать защиты у Османов. В своей вере они имели очень много точек пересечения с Исламом. Как, например, отвергали поклонение Марии, институт крещения и все виды духовенства. Они считали идолопоклонством иконы, статуи и изображения святых, а также мощи. Их храмы были скромными и простыми. Они не воспринимали церковные колокола. Подобно мусульман верили, что Иисус не был распят лично. Избегали алкоголя и стремились к определенному аскетизму, молились пять раз в день. Часто опускались на колени для выражения благодарности Богу. Поэтому можно утверждать, что идеи Ислама были для них достаточно органическими.

В период между созданием Боснийского (1463) и Бихачского санджака (1592) прошло 129 лет. Населения Боснии постепенно переходило в Ислам. Обращение ускорялось и в Герцеговине. Сохранились записи монахов от 1509 г., которые показывают, что многие православные христиане охотно приняли Ислам, на что повлияли плохая церковная организация, большое количество богомилов и криптобогомилов в этой области, а также влияние городов в других частях Боснии.

Чем же ещё можно было объяснить такое массовое обращение населения в Ислам?

Принятие Ислама обеспечивало лучший статус в обществе, были открыты возможности для продвижения и образования. Большое количество боснийцев заняло руководящие должности в Оттоманской администрации, армии и т. Д. Ярким примером является Мехмед-паша Соколович.

Все серьёзные исследователи этого явления отвергли теорию насильственного обращения боснийского населения в Ислам. В современной историографии, в результате исследований первичных документальных источников, сложилось мнение о том, что переход в Ислам был сложным, ненасильственным и длительным, обусловленным целым рядом причин. Так же отбрасывается и теория перехода дворянства в Ислам только с целью сохранения собственности.

Мусульманское большинство формировалась на протяжении более чем 150 лет (до первой половины XVII века). Без сомнения, корни массового обращения в Ислам в Боснии следует искать в конкретной религиозной ситуации доосманского периода.

Так сложилось, что боснийские славяне-мусульмане до начала 1990-х годов не имели собственной полноценной государственности. Сразу после Первой мировой войны и падения Австрийской империи мусульмане-боснийцы оказались в составе Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев под строгим прессингом великосербского национализма.

Почти полвека коммунистического господства привели к значительной секуляризации мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Около 10% населения перед войной 1990-х годов считали себя атеистами, агностиками или «деистами». Большинство же мусульман ограничивали религиозную практику хождением в мечеть по большим праздникам, а также выполнением таких обрядов как обрезание и имянаречение новорожденных, свадьбы и похороны.

В нынешней независимой Боснии и Герцеговине мусульмане составляют, по разным оценкам, от 58% (данные UNDP за 2002 год) до 40% (данные ЦРУ) всего населения страны, насчитывающей 4,5 млн человек.

Босния и Герцеговина является светским государством без государственной религии. Государство определило свои отношения с церквями и религиозными организациями в «Законе о свободе религии и правовом статусе церквей и религиозных организаций в Боснии и Герцеговине», который был принят в 2004 г. Закон предусматривает свободу вероисповедания, утверждает правовой статус церквей и религиозных общин и устанавливает отношения между государством и религиозными общинами. В 2006 году католическая церковь, а в 2008 году и Сербская православная церковь подписали базовые соглашения с государством, в то время как исламские сообщества Боснии и Герцеговины только готовятся подписать аналогичное соглашение.

Основной мусульманской организацией в стране является Исламское сообщество Боснии и Герцеговины (ICБГ, Islamska zajednica u Bosni i Hercegovini, Zelenih beretki, англ. Islamic Community in Bosnia and Herzegovina; www.rijaset.ba). Она является независимой в регулировании своей деятельности (ритуалы, исламское образование, распределение исламских пожертвований, издательская деятельность, благотворительность и т. д.), может управлять своим имуществом и финансируется в основном через членские взносы, закят и др.

Кроме ICBH существуют также сравнительно небольшие миссионерские, культурные, научные, студенческие, женские организации и тому подобное. Крупнейшей благотворительной организацией является Мусульманское благотворительное общество «Мерхамет» (Muslimansko dobrotvorno drustvo «Merhamet», англ. Muslim Charitable Society «Merhamet»), созданное еще в 1913 году. Можно выделить также две женские организации: Женский образовательный центр «Нахла» (Zenski edukacioni centar «Nahla»; www.nahla.ba) и Женская образовательная организация «Kewser» (Zenska edukaciona organizacija «Kewser»; www.kewser-zehra.com. ba).

Большинство мусульман-боснийцев сунниты. Исторически в стране играли большую роль суфийские тарикаты. Существует также шиитская община и братство бекташийцев, которое в учении и практике далеко отошло от традиционного Ислама. В стране семь местных муфтиятов. Верховный муфтий  доктор Мустафа Церич.

Конечно, Ислам для боснийцев  это прежде всего критерий их национальной идентичности. Ведь по сути такие народы бывшей Югославии как сербы, хорваты и боснийцы отличаются между собой только вероисповеданием: православным, католическим и мусульманским соответственно. Так драматично сложилось, что в основе войны 19921995 гг. был именно религиозный фактор. Результаты этой трагедии  геноцид 8 тыс. мусульман в Сребренице, разрушение мечетей Фархадие и Арнаудие в Баня-Луке, занесенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО  ещё долго будут оставаться открытой раной в памяти мусульман Боснии и всего мира. Но именно эта война одновременно и вызвала значительный всплеск интереса к Исламу в стране, прежде всего среди молодежи. И сегодня заметна тенденция к углублению этого интереса.

Многие аналитики считают, что Босния и Герцеговина и способ сохранения традиции и развитие современного демократического общества в ней могут стать определенным образцом для других государств со значительным исламским большинством, в частности балканских, которые стремятся интегрироваться в ЕС, как Албания, Косово, Македония и Турция.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.