Всю историю Крымского полуострова, мы замечаем тенденцию постоянного присутствия здесь людей различных мировоззрений и культур, это можно объяснить
Общая культура народов Крыма — это ряд различных напластований, сложившийся в различные эпохи. В Крыму могли прижиться и развить свою религию и культуру в одно время, представители трех мировых религий, и других различных конфессий.
В настоящем докладе, автор хотел рассмотреть историю развития межконфессиональных отношений в Крыму, в период существования Крымского Ханства, опираясь на один из самых важных источников по истории Крыма, эпиграфики, этнографии, географии, крымской топонимике и других сфер, касающейся истории Крыма — это «Сейахатнаме» Эвлии Челеби.
При рассмотрении истории конфессий в Крыму, через призму виденья Эвлии, правильно было бы придерживаться двух направлений, но, в докладе, будет рассмотрено только одно:
— первое, это взаимоотношения государственной власти к иноверцам в Крыму, а именно, в Кефинском эйялете и Крымском ханстве;
— второе, взаимоотношения между жителями, различных вероисповеданий.
В докладе мы затронем историю православия, григорианства, караимизма, иудаизма, Ислама в Крымском Ханстве.
Православие. Положение христиан в ханстве, как и во всей Оттоманской империи, определялось государственной идеологией — Исламом суннитского толка.
Каждый христианин был обязан платить поземельный налог и «дань сынами» («десятину с мальчиков») — налог, необходимый для пополнения янычарских и сыпазских загонов, аппарата чиновников и штата придворных. Кроме этого немусульманское население выплачивало джизью, этот налог был обязательным, поскольку немусульмане не могли служить в мусульманском войске, этот налог обеспечивал их защиту со стороны мусульман.
Греки выплачивали таможенный, промышленный, судовой и другие налоги в увеличенном, сравнительно с турецким и татарским населением ханства, размере. В Крымском ханстве существовала система передачи налогов на откуп, которая распространялась на самые популярные виды налогов — таможенный, торговый и промышленный.
В сфере администрации, суда, народного образования и внутреннего строя христианских общин наивысшей властью был наделен Константинопольский патриарх, который стоял во главе греческих общин Османской империи. Ему принадлежало право решения спорных вопросов касательно церковной собственности, территориальных границ и взаимоотношений между крымскими митрополиями, где его верховную власть представляли назначенные им местные архиереи. Такая автономия управления христианским населением ханства закреплялась фирманом (указом) султана Магомета II:
«Сия наша высочайшая грамота, по пунктам расположенная, во всем да пребудет действительною, и никто посторонний да не отважится учинить христианам в вольности и правлении ни под каким видом и предлогом
Даже в Кефинском эйялете, мы видим, что с христианами, официально, обращались довольно мягко, естественно, были нарушения этих правил чиновниками и некоторые путешественники приводят примеры, но это не было массовым явлением.
О хорошем отношении к православным и их храмам в Крыму, можно привести в пример, Успенский монастырь, основание, которого по некоторым сведениям приходится к XV веку, после взятия Крыма османами.
О христианских кварталах известно в провинции Кефе об этом пишет Эвлия Челеби:
В 1678 г. Кафская и Готская епархии Крыма объединились в одну митрополию —
В 1753 году только в Кефе существовало 7 христианских монастырей, но Эвлия Челеби пишет в своём сочинении только, о трех храмах, но следует помнить, что путешествие он совершал 1666–1667 годах.
«Есть 3 храма греческих и армянских… Там они проводят свои…церемонии. Есть также одна иудейская синагога».
Крымские Ханы брали активное участие в постройке христианских храмов. В 1427 г. был восстановлен храм в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче за деньги мусульман была возведена церковь: как гласит закладная надпись, «стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его», пишет Кулаковский. (Кулаковский
Хартахай в своем труде пишет, что в начале XVIII века при хане
Григориане и католики в Крыму. В основном, к этим течениям в Крыму, можно отнести армян, за всю историю Крыма, было совершено 4 миграции этого народа, из Константинополя, Трапезунда, Синопа, города Ани. После второй миграции и заселении в Каффе, среди армян распространяется католицизм, через генуэзцев. Основные их центры в Крыму — это Карасубазар, Кефенский эйялет и Гезлеве. О присутствии армян в Евпатории, бывшей Гезлеве, Челеби пишет:
«Здесь находится два мусульманских квартала. У одной красивой соборной мечети есть симметричный каменный минарет. Еще там есть 2 квартала цыганского народа и 1 квартал армян…, у них имеется одна красивая церковь…».
Об армянах, бежавших, из Малой Азии Крым, которые позже создали свою общину в Карасубазаре Эвлия пишет:
«Восхваление кварталов, построек и зданий. По этому городу протекает река Карасу, по обеим ее берегам располагаются здания и постройки. В стороне кыблы на холмах, стоят в основном дома армянской реаййи. На западной стороне, на ровной степи стоят 5500 двухэтажных, крытых черепицей домов с садами и виноградниками. Местами встречаются дома, крытые дерном. Теперь со всех четырех сторон города построены высокие дворцы с верхними и нижними этажами. Этот город день ото дня застраивается и заселяется. Живут здесь в основном, убежавшие от анатолийского гнета из Токата, Сиваса и Амасьи. Они прибыли в Крымскую страну, где встретили радушие и справедливость. Поэтому этот город строится и украшается. Этот город находится в самом центре Крыма. Дворы домов огорожены деревом. Так как нет страха и опасения, много сот домов не имеют каменных стен, они построены из дерева. И в каждом здании течет по источнику».
Караимизм и раввинизм в Крыму были представлены караимами и крымчаками. Согласно пакту Халифа Умара о статусе зиммии, к которым караимы также относились, они платили джизью. Часто занимали высокие должности в Ханстве, существуют свидетельства о назначении караимов казначеями в Крымском дворе, что тоже немаловажно, хотя согласно реформе Умара зимми не могли быть чиновниками. (Кизилов
О караимах на Мангупе Эвлия Челеби пишет:
«Вниз от этого места есть 7 иудейских кварталов. И всего 1000 крытых черепицей злосчастных иудейских домов, поганых и грязных. А также 80 соответствующих лавок. Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. В Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа. Здесь есть всего 2 мясные лавки и 1
О
«Все здешние иудеи принадлежат к караимскому толку. Остальные иудеи не любят иудеев этого толка. В своем учении они совершенно не знают, что есть кошерное, и что есть трефное. Мясо едят какое угодно, не взирая на то, кто его продает, даже приготовленное на масле и не очищенное от жил. Они — как бы кызылбаши среди иудеев. В день Страшного Суда они не будут сидеть верхом на кызылбашах. Ведь говорят, что израильские иудеи в день Страшного Суда оседлают кызылбашей. Они говорят полустишие: „Отступники в день Суда будут как ослы под иудеями“. Но в действительности эти иудеи — израильтяне и последователи Мусы. Они читают Тору и Псалтирь. Но еврейского языка совсем не знают, все разговаривают
Ислам в Крыму. Согласно мусульманским преданиям Ислам в Крыму был распространен сподвижниками пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) — Малик Аштером и Гази Мансуром, жившим в первом веке Хиджры (VII век).
Когда мы говорим о присутствии мусульман в Крыму, одним из главных источников является
«Когда посланцы прибыли ко двору султана, то радостную весть о завоевании г. Сугдака, о гибели кипчацкого войска и о мире с русским князем ему сообщили. Султан на радостях приказал освободить из темницы заключенных, а того купца, который перед его судом просил о помощи, отправил с вестниками и письмом к главе амиров. В письме он высказал благодарность, как главе амиров, так и войску. Были посланы также халаты Хусам-
Материальные свидетельства о присутствии мусульман в Крыму в XIV веке, были обнаружены и опубликованы Османом Акчокраклы. Он пишет, что в Отузах были найдены три надгробных памятника, которые датируются XIV столетиям. Акчокраклы указывает в статье три имени и даты захоронения, одно из имен «Шейх Якуб Конийский»(1380). Осман Акчокраклы, предполагает, что в Отузах в то время существовало
Следует заметить, что «Месневи», произведение, написанное
В основном, крымские татары были суннитами, ханафитского мазхаба, встречались среди степняков и шафии, Челеби это объясняет тем, что ханафитам не желательно есть конину:
«Мазхаб крымского народа — ханафитский, но есть также привереженцы шафиитского мазхаба, живущие за пределами Крыма
По благородному позволению этих ученых весь татарский народ ест конину. Хотя по слову Абу Ханифы Нумана ибн Сабита, великого имама и древнего героя, конину есть не одобряемо. Потому что конь — это орудие священной войны. Но есть конину позволено и возможно, если лошади все равно погибнут. В маликитском же толке это считается отвратительным и запрещено. Но по словам имамов Шафии и Ханбала это разрешено. Потому что они доверяют благородному хадису святой Опоры Пророчества: „[Передает] Джабер [слова Пророка], да согласится с ним Бог, [сказанные] в день Хайбара: мясо ослов домашних хуже мяса лошадей“. Этот хадис достоверен, в этом единодушны Муслим и Бухари. Поэтому татарский народ ест конину…».
Произведение Эвлии Челеби, бесспорно, является важным источником, по истории межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве. В настоящем докладе мы проследили положение представителей различных конфессий, отношения к ним со стороны государственной власти. Мало где можно, заметить такую веротерпимость между разными конфессиями, мы можем, это объяснить мудрой политикой Крымских Ханов, особенностями Ислама и удачному географическому положению Крыма, что обусловило длительный процесс, складывания самых разных культур и некоему взаимообмену между ними.
Подводя итоги, следует сказать, что большинство общин, которые существовали в средневековом Крыму, присутствуют на полуострове и сегодня. Это говорит нам о прочности религиозных традиций, которые возникли еще в средневековье. Главная из них — это веротерпимость и уважительное отношение к другим конфессиям.
Эльвира Кемал специално для «Ислам в Украине»