История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби

История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
Карасубазар Карло Боссоли
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
Эвлия Челеби (Фото: Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник)
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби
История этнокультурных и межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве по сведениям «Книги путешествий» Эвлии Челеби

Всю историю Крымского полуострова, мы замечаем тенденцию постоянного присутствия здесь людей различных мировоззрений и культур, это можно объяснить природно-географическими условиями и удачного расположения полуострова.

Общая культура народов Крыма  это ряд различных напластований, сложившийся в различные эпохи. В Крыму могли прижиться и развить свою религию и культуру в одно время, представители трех мировых религий, и других различных конфессий.

В настоящем докладе, автор хотел рассмотреть историю развития межконфессиональных отношений в Крыму, в период существования Крымского Ханства, опираясь на один из самых важных источников по истории Крыма, эпиграфики, этнографии, географии, крымской топонимике и других сфер, касающейся истории Крыма  это «Сейахатнаме» Эвлии Челеби.

При рассмотрении истории конфессий в Крыму, через призму виденья Эвлии, правильно было бы придерживаться двух направлений, но, в докладе, будет рассмотрено только одно:

 первое, это взаимоотношения государственной власти к иноверцам в Крыму, а именно, в Кефинском эйялете и Крымском ханстве;

 второе, взаимоотношения между жителями, различных вероисповеданий.

В докладе мы затронем историю православия, григорианства, караимизма, иудаизма, Ислама в Крымском Ханстве.

Православие. Положение христиан в ханстве, как и во всей Оттоманской империи, определялось государственной идеологией  Исламом суннитского толка.

Каждый христианин был обязан платить поземельный налог и «дань сынами» («десятину с мальчиков»)  налог, необходимый для пополнения янычарских и сыпазских загонов, аппарата чиновников и штата придворных. Кроме этого немусульманское население выплачивало джизью, этот налог был обязательным, поскольку немусульмане не могли служить в мусульманском войске, этот налог обеспечивал их защиту со стороны мусульман.

Греки выплачивали таможенный, промышленный, судовой и другие налоги в увеличенном, сравнительно с турецким и татарским населением ханства, размере. В Крымском ханстве существовала система передачи налогов на откуп, которая распространялась на самые популярные виды налогов  таможенный, торговый и промышленный.

В сфере администрации, суда, народного образования и внутреннего строя христианских общин наивысшей властью был наделен Константинопольский патриарх, который стоял во главе греческих общин Османской империи. Ему принадлежало право решения спорных вопросов касательно церковной собственности, территориальных границ и взаимоотношений между крымскими митрополиями, где его верховную власть представляли назначенные им местные архиереи. Такая автономия управления христианским населением ханства закреплялась фирманом (указом) султана Магомета II:

«Сия наша высочайшая грамота, по пунктам расположенная, во всем да пребудет действительною, и никто посторонний да не отважится учинить христианам в вольности и правлении ни под каким видом и предлогом какого-либо притеснения и обиды. Да будет ведомо о том всем, и всякий да подаст сему нашему высочайшему закону совершенную веру. Храмы христиан пользуются безопасностью, и ни под каким видом не должны быть обращаемы в мечети; браки, погребения и другие христианские обряды совершаются свободно».

Даже в Кефинском эйялете, мы видим, что с христианами, официально, обращались довольно мягко, естественно, были нарушения этих правил чиновниками и некоторые путешественники приводят примеры, но это не было массовым явлением.

О хорошем отношении к православным и их храмам в Крыму, можно привести в пример, Успенский монастырь, основание, которого по некоторым сведениям приходится к XV веку, после взятия Крыма османами.

О христианских кварталах известно в провинции Кефе об этом пишет Эвлия Челеби:

«Тетрадь-перечисление кварталов правоверных. Внутри и снаружи Кефе, согласно списку, 80 кварталов мусульман. Но с домами армян, греков, иудеев и с цыганскими шатрами и кибитками, всего насчитывается 120 кварталов разных общин. А около пригорода под названием Топраклык  множество кварталов из кибиток бедных татар. Но внутри города все большие дворцы и древние здания крыты рубиново-красной черепицей».

В 1678 г. Кафская и Готская епархии Крыма объединились в одну митрополию  Готско-Кафскую (Готфейско-Кефайскую). В разные времена её существования (16781786) должность верховного иерея занимали митрополиты-греки, направленные в Крым из Константинополя для управления делами местного греческого населения: Мефодий (16731680), Неофит (16801707), Макарий (17071710), Парфений (17101721), Гедеон (17251750 и 17601769), Дорофий (17501759) и Игнатий (17711786).

В 1753 году только в Кефе существовало 7 христианских монастырей, но Эвлия Челеби пишет в своём сочинении только, о трех храмах, но следует помнить, что путешествие он совершал 16661667 годах.

«Есть 3 храма греческих и армянских Там они проводят своицеремонии. Есть также одна иудейская синагога».

Ю. А. Кулаковский упоминает тот факт, что перед походами Хаджи-Девлет-Гирей, ставил «пудовые» свечи образу Успенской Божьей матери. (Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк)

Крымские Ханы брали активное участие в постройке христианских храмов. В 1427 г. был восстановлен храм в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче за деньги мусульман была возведена церковь: как гласит закладная надпись, «стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его», пишет Кулаковский. (Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк)

Хартахай в своем труде пишет, что в начале XVIII века при хане Девлет-Гирее II были построены не только новые церкви, но и христианская школа и библиотека, которая была сожжена русским фельдмаршалом Минихом. (Хартахай Ф. исторические судьбы крымских татар)

Григориане и католики в Крыму. В основном, к этим течениям в Крыму, можно отнести армян, за всю историю Крыма, было совершено 4 миграции этого народа, из Константинополя, Трапезунда, Синопа, города Ани. После второй миграции и заселении в Каффе, среди армян распространяется католицизм, через генуэзцев. Основные их центры в Крыму  это Карасубазар, Кефенский эйялет и Гезлеве. О присутствии армян в Евпатории, бывшей Гезлеве, Челеби пишет:

«Здесь находится два мусульманских квартала. У одной красивой соборной мечети есть симметричный каменный минарет. Еще там есть 2 квартала цыганского народа и 1 квартал армян, у них имеется одна красивая церковь».

Об армянах, бежавших, из Малой Азии Крым, которые позже создали свою общину в Карасубазаре Эвлия пишет:

«Восхваление кварталов, построек и зданий. По этому городу протекает река Карасу, по обеим ее берегам располагаются здания и постройки. В стороне кыблы на холмах, стоят в основном дома армянской реаййи. На западной стороне, на ровной степи стоят 5500 двухэтажных, крытых черепицей домов с садами и виноградниками. Местами встречаются дома, крытые дерном. Теперь со всех четырех сторон города построены высокие дворцы с верхними и нижними этажами. Этот город день ото дня застраивается и заселяется. Живут здесь в основном, убежавшие от анатолийского гнета из Токата, Сиваса и Амасьи. Они прибыли в Крымскую страну, где встретили радушие и справедливость. Поэтому этот город строится и украшается. Этот город находится в самом центре Крыма. Дворы домов огорожены деревом. Так как нет страха и опасения, много сот домов не имеют каменных стен, они построены из дерева. И в каждом здании течет по источнику».

Караимизм и раввинизм в Крыму были представлены караимами и крымчаками. Согласно пакту Халифа Умара о статусе зиммии, к которым караимы также относились, они платили джизью. Часто занимали высокие должности в Ханстве, существуют свидетельства о назначении караимов казначеями в Крымском дворе, что тоже немаловажно, хотя согласно реформе Умара зимми не могли быть чиновниками. (Кизилов М. Б. Крымская Иудея: Очерки истории евреев, хазар, караимов и крымчаков в Крыму с античных времен до наших дней) В основном, караимы проживали на Мангупе и Чуфут-кале, караимы пришли сюда в XIII веке из Персии. Другая часть мигрировала с современной территории Украины и образовали в Крыму были свои общины. Позже караимы из Мангупа переселяются в Евпаторию.

О караимах на Мангупе Эвлия Челеби пишет:

«Вниз от этого места есть 7 иудейских кварталов. И всего 1000 крытых черепицей злосчастных иудейских домов, поганых и грязных. А также 80 соответствующих лавок. Все иудеи выделывают телячьи и козьи шкуры. В Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа. Здесь есть всего 2 мясные лавки и 1 буза-хан».

О Чуфут-кале Челеби писал: «А мусульман (в Чуфут-Кале) совсем нет. Даже коммендант крепости и стражники, и дозорные, и привратники  все евреи», что говорит нам о некой автономии караимов на Чуфут-Кале. По сведениям Эвлии Челеби Чуфут-Кале использовался не только в оборонительных целях, но и торгово-ремесленных. На Мангупе, Чуфут-кале были созданы специальные школы для караимов, интересно, что раввиниты-крымчаки, обучались вместе с ними. Об отличиях в религиозных понятиях иудеев Эвлия Челеби писал:

«Все здешние иудеи принадлежат к караимскому толку. Остальные иудеи не любят иудеев этого толка. В своем учении они совершенно не знают, что есть кошерное, и что есть трефное. Мясо едят какое угодно, не взирая на то, кто его продает, даже приготовленное на масле и не очищенное от жил. Они  как бы кызылбаши среди иудеев. В день Страшного Суда они не будут сидеть верхом на кызылбашах. Ведь говорят, что израильские иудеи в день Страшного Суда оседлают кызылбашей. Они говорят полустишие: Отступники в день Суда будут как ослы под иудеями. Но в действительности эти иудеи  израильтяне и последователи Мусы. Они читают Тору и Псалтирь. Но еврейского языка совсем не знают, все разговаривают по-татарски. Все они носят татарские колпаки, сшитые из фиолетовой шерсти. Шапок не носят».

Ислам в Крыму. Согласно мусульманским преданиям Ислам в Крыму был распространен сподвижниками пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует)  Малик Аштером и Гази Мансуром, жившим в первом веке Хиджры (VII век).

Когда мы говорим о присутствии мусульман в Крыму, одним из главных источников является «Сельджук-наме» Ибн аль Биби, где он пишет, о походе Кей-Кубада в Крым в XIII столетии описывает постройку мечети в Судаке:

«Когда посланцы прибыли ко двору султана, то радостную весть о завоевании г. Сугдака, о гибели кипчацкого войска и о мире с русским князем ему сообщили. Султан на радостях приказал освободить из темницы заключенных, а того купца, который перед его судом просил о помощи, отправил с вестниками и письмом к главе амиров. В письме он высказал благодарность, как главе амиров, так и войску. Были посланы также халаты Хусам-ад-дин-амир Чупану и вождям. Кроме того султан разрешил простить жителей Сугдака в их преступлениях и винах, однако с условием, чтобы вместо икон и колоколов, там были михраб, минбар и шариат, установленный пророком, да будет над ним благословление и мир! Отнятое у купцов они должны возвратить. Когда эти важные вести дошли до главы амиров, то он велел опубликовать султанский приказ и отдал распоряжение войску готовиться к возвращению. Войска приняли парадный вид. Был приготовлен богато отделанный минбар, глава амиров возложил на голову священный Коран, положенный на золотое блюдо, в руку взял султанский штандарт. Так с торжественностью вошли в город. На высоком месте города муэдзин произнес призыв к молитве; разбили христианский колокол и меньше чем в две недели выстроили прекрасную соборную мечеть. Установили в городе должности муэззина, хатиба и кади. Из числа наиболее именитых граждан взяли в залог несколько юношей, и одного из вождей с отрядом воинов в городе оставили. Когда суда для отплытия были готовы, отправились к границам своей страны».

Материальные свидетельства о присутствии мусульман в Крыму в XIV веке, были обнаружены и опубликованы Османом Акчокраклы. Он пишет, что в Отузах были найдены три надгробных памятника, которые датируются XIV столетиям. Акчокраклы указывает в статье три имени и даты захоронения, одно из имен «Шейх Якуб Конийский»(1380). Осман Акчокраклы, предполагает, что в Отузах в то время существовало текие-монастырь дервишей, шейхи (судя по именам) пребывали из Сельджукии (Коньи и Ирака). И, действительно, позже «Орден Мевлеви» имел значительное влияние на культуру не только верхушки Крымского Ханства, но и нижних слоев населения. (Акъчокъракълы О. Эсерлер топламы) Эвлия Челеби пишет: «Но Селим Герай-султан  старший из братьев. Они с Деде Герай-султаном получили образование в городе Бахчисарае. Селим Герай-султан овладел всеми необычайными и удивительными науками, стал хафизом всего Корана, изучил персидский язык и стал мудрым падишахом, читающим Месневи».

Следует заметить, что «Месневи», произведение, написанное Джалал-ад дином Руми (основатель «ордена Мавлеви»), читалось наряду с Кораном в этом Ордене. Кроме этого, суфийские мотивы мы можем проследить в поэзии Хана Гази Герая. В Крыму существовало множество текие, об этом Эвлия Челеби тоже пишет: «Здесь есть также улемы, праведники, шейхи и суфии, братств хальвети и джальвети. Как пишет везирь Сефер Гази-ага, их до 40 тысяч, единобожников-суфиев. Крымском острове находится всего 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. В этих молельнях ночью и днем татарские суфии предаются молитве и зикру. Там очень много мужей единобожия и мистического пути».

В основном, крымские татары были суннитами, ханафитского мазхаба, встречались среди степняков и шафии, Челеби это объясняет тем, что ханафитам не желательно есть конину:

«Мазхаб крымского народа  ханафитский, но есть также привереженцы шафиитского мазхаба, живущие за пределами Крыма улу-ногаи, шейдяк-ногаи, урмит-ногаи, племена мансурлу, седжевутлу, ширинли, манкытли, племена Чопана, Новруза, Деви, и многие тысячи подобных этим племена принадлежат к шифиитскому мазхабу. Там находится столь много сот тысяч знающих улемов, что и не расскажешь. Все эти ученые основали свои медресе среди племен в степи, и кочуют вместе с ними.

По благородному позволению этих ученых весь татарский народ ест конину. Хотя по слову Абу Ханифы Нумана ибн Сабита, великого имама и древнего героя, конину есть не одобряемо. Потому что конь  это орудие священной войны. Но есть конину позволено и возможно, если лошади все равно погибнут. В маликитском же толке это считается отвратительным и запрещено. Но по словам имамов Шафии и Ханбала это разрешено. Потому что они доверяют благородному хадису святой Опоры Пророчества: [Передает] Джабер [слова Пророка], да согласится с ним Бог, [сказанные] в день Хайбара: мясо ослов домашних хуже мяса лошадей. Этот хадис достоверен, в этом единодушны Муслим и Бухари. Поэтому татарский народ ест конину».

Произведение Эвлии Челеби, бесспорно, является важным источником, по истории межконфессиональных отношений в Крымском Ханстве. В настоящем докладе мы проследили положение представителей различных конфессий, отношения к ним со стороны государственной власти. Мало где можно, заметить такую веротерпимость между разными конфессиями, мы можем, это объяснить мудрой политикой Крымских Ханов, особенностями Ислама и удачному географическому положению Крыма, что обусловило длительный процесс, складывания самых разных культур и некоему взаимообмену между ними.

Подводя итоги, следует сказать, что большинство общин, которые существовали в средневековом Крыму, присутствуют на полуострове и сегодня. Это говорит нам о прочности религиозных традиций, которые возникли еще в средневековье. Главная из них  это веротерпимость и уважительное отношение к другим конфессиям.

Эльвира Кемал специално для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.