23 февраля — трагическая дата в истории крымскотатарского народа. Именно в этот день в 1918 году большевики после нечеловеческих пыток и издевательств расстреляли Номана Челебиджихана — крымскотатарского политика, духовного лидера и общественного деятеля. Как отметила историк Гульнара Абдуллаева, имя Челебиджихана, который за короткое время существования Крымской Демократической Республики в качестве ее президента совершил значительный вклад в развитие крымскотатарской государственности, мало известно современникам. Это объясняется традиционным умолчанием не только фигур руководителей национально-освободительных движений, но и самого факта борьбы народов за самоопределение в период господства советской власти.
Поэтому напомним — кто такой Челебиджихан, из-за чего тридцатитрехлетнего ученого, богослова озверевшие большевики подвергли нечеловеческим мучениям и уничтожили — и даже после смерти не дали упокоиться его праху в земле, выбросив изуродованные останки в море?
Номан Челебиджихан — сын имама мечети села Бюк-Сонак, расположенного вблизи Джанкоя тогдашней Таврической губернии. Получил образование в сельской школе, затем учился в медресе Акчора и Зынджырлы медресе, в 1908 году поступил на юридический факультет Стамбульского университета, позже учился медицине в Петербурге. Вернулся в Крым и пополнил ряды активных участников национального движения. Февральская революция 1917 года в Крыму была воспринята как путь к национальному возрождению, и в марте на первом собрании мусульман Крыма был создан Временный мусульманский (крымскотатарский) исполнительный комитет, а Номан Челебиджихан становится комиссаром духовного правления и первым демократически избранным муфтием Крыма. Кстати, Временное Правительство Петрограда признало Мусульманский комитет высшим органом крымских татар.
Челебиджихан внедряет много демократических реформ — признается равенство мужчин и женщин, основываются двуязычные газеты, народное образование, прилагает усилия для создания крымскотатарских военных подразделений. Власть Таврической губернии враждебно отнеслась именно к последнему и, обвинив Челебиджихана в связях с враждебной России Османской империей, арестовали, однако через широкий общественный резонанс через два дня освободили. Челебиджихан продолжает поддерживать Временное правительство и подчеркивает необходимость единства революционной демократии. Между тем Центральная Рада во главе с Михаилом Грушевским обещает всяческую поддержку национальному самоопределению крымскотатарского народа и на съезде в Киеве принимается резолюция: «Крым принадлежит крымчанам».
Уже в октябре создается Курултай и декларируется территориальная автономия Крыма… Но 25 октября произошел большевистский переворот, Временное правительство свергнуто. Между тем Центральная Рада провозглашает создание УНР и устанавливает свою власть в Украине, поддерживает создание в Крыму областной автономии, кроме того, украинский губернский совет всячески поддерживает восстановление прав крымскотатарского народа.
В ноябре—декабре 10 тисяч татар на Первом Курултае было создано национальное правительство — Директорию, принята Конституция — «Крымскотатарские основные законы», также было решено созвать Всеураинское учредительное собрание и создать демократическую республику в условиях полуострова. Челибиджихан становится Президентом. Осуждается война Совнаркома во главе с Лениным против социалистической Центральной Рады, использование в ней анархо-большевистских отрядов севастопольских матросов. Однако, возникает раздор внутри Курултая — левое крыло склонялось к компромиссам с большевиками, также была группа, которая отрицала конструирования сугубо крымскотатарского органа власти — в то время, как Челебиджихан открыто говорил о передаче всей полноты власти в руки Курултая.
Впрочем, в начале 1918 года Муфтий для прекращения кровопролития сам предлагает компромисс с большевиками — Курултай это не поддерживает и решает создавать краевую власть без большевиков. Челебиджихан подает в отставку. Впрочем, большевики продолжают считать именно Челебиджихана своим врагом номер один в Крыму и, взяв верх 14 января 1918, они распускают Курултай и арестовывают политического и духовного лидера крымскотатарского народа.
23 февраля ночью команда матросов с заранее составленным расстрельным списком вывели Челебиджихана вместе с адмиралом Львовым, капитаном 1 ранга Карказом, бывшим предводителем Синицей в Карантинную балку, где сначала издевались и пытали, а затем расстреляли.
«Уже над мертвыми продолжали издеваться — били прикладами и камнями по голове, кололи штыками… Не побоялись еще и ограбить уже мертвых — снимали одежду, обувь, кольца», — об этом вспоминал свидетель тех событий.
Гибель Номана Челебиджихана стала трагедией для крымских татар. Советская власть пыталась вычеркнуть из памяти народа и вообще из истории имя этого выдающегося политика, ученого и духовного деятеля.
В Киево-Могилянской академии по инициативе Меджлиса крымскотатарского народа, НаУКМА и при поддержке Уполномоченного Президента Украины по делам крымскотатарского народа состоялась подиумная дискуссия «Номан Челебиджихан — уроки прошлого для поколений будущего». Неслучайно выбрано дату мероприятия, которая совпала с днем 97 годовщины трагичной гибели крымскотатарского политического и общественного деятеля, Муфтия мусульман Крыма, Польши, Беларуси и Литвы, которого большевики после зверских пыток расстреляли.
Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, заявил, что, несмотря на попытки как советской власти, так и пророссийски ориентированной власти в Крыму маргинализировать общество — это не удалось: «Крымскотатарский народ начал выкристаллизовываться, как нация, именно это может защитить от угроз — и в том числе от угроз современности».
По словам шейха Саида Исмагилова, Муфтия Духовного управления мусульман Украины «Умма», возрождение исторической правды о крымскотатарском народе и его лидерах — это не просто дань справедливости, но и залог неповторения в будущем трагедий, подобных трагедии крымских татар.
«Крым — одна и та же территория, которую одна и та же страна хочет поработить, прибегая к одним и тем же самым методам — и искривление истории и замалчивание — один из них».
Между тем, как было отмечено в ходе обсуждения, трагические для народов Крыма события 1917–18 годов имеют продолжение в наше время и в чем-то поражают неполным отражением алгоритма действий, к которым прибегала тогдашняя большевистская власть и прибегают сегодня ее идейные потомки в РФ. «Как и тогда, сегодня пропагандируется ненависть и пренебрежительное отношение к крымским татарам, как и тогда, волна насилия и террора поглощает города Крыма», — отметила Гульнара Абдуллаева.
Председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович отметил, что в истории украинского и крымскотатарского народа много общего: «Оба народа прошли через попытки уничтожения в советское время. События 1917–18 годов и 2014 года требуют от нас общего противостояния агрессору и оккупанту. Возвращение Крыма — важнейшая задача, которая должна выполняться вместе с возвращением исторической правды, распространением сведений о действительных событиях и фигурах — в том числе и Челебиджихане, „десоветизации“ мышления и ментальности, потому насаждаемые десятилетиями советские мифы — это те „кнопочки“, с помощью которых враг манипулирует сознанием и настраивает народы друг против друга».
Участники дискуссии согласились с тем, что только внесение корректив в учебники — это важная составляющая возрождения исторической справедливости, но рассчитана на эффект в будущем. Существует проблема восприятия истории взрослым населением, сознание которого зазомбовано еще советскими мифами. Поэтому существует настоятельная необходимость в просветительской, разъяснительной работе, широком обсуждении в обществе, воспроизведении исторических событий в художественно-публицистических произведениях — в том числе и в фильмах и телефильмах.
По этому поводу профессор НаУКМА Владимир Моренец сказал, что Украина действительно проигрывает и в информпространстве, и в воспитании. «За почти четверть века не создано учебников по истории, которые бы давали не искривленных еще советской пропагандой представлениях о прошлом, не проводились масштабные этнографические исследования, не выдавались книги по мифологии и народному устному творчеству», — сказал ученый и добавил: «Почему-то мы старались не слишком обижать агрессивного соседа, которому, видите ли, донимало то, что украинцы говорят на украинском, татары — на крымскотатарском — понимаете, русский как таковой изначально не выносит иной национальности, иной культурности. Даже лучшие из них больны идеей о „русском мире“. Помните — „русский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос“. Я добавлю — и украинский — и любой другой. Поэтому, — отметил Моренець, — мы срочно должны наверстать утраченные позиции. Должна быть поддержка масс-медиа, художников кино и телеискусства, создание художественных и публицистических произведений».
Впрочем, во время обсуждения участники говорили и о том, что ни один кинофильм или книга не переломит сознание граждан, пока не изменится сознание тех, кому доверено управлять государством. В частности, в среде народных избранников не только существуют разногласия и в оценке исторических событий, и в отношении места своей страны на геополитической карте, и в понимании необычайной важности сохранения и возрождения полиэтнического, мультикультурного украинского общества как единого целого — но и, собственно, существуют и разные взгляды на дальнейшую возможность существования Украины как независимого самостоятельного государства. То, что люди, которым украинский народ делегировал право говорить от своего имени, принимать решения и создавать законы — не уважают ни народ, ни государство и открыто говорят о ее разделе, не только формирует общественный пессимизм, не только унижает патриотические чувства, но и в зародыше подавляет стремление к участию каждого гражданина в отстаивании интересов государства и восстановлении ее целостности и неприкосновенности.
Поэтому, как заметила одна из участниц встречи — журналистка Укринформа, существует опасность, что из-за отсутствия пусть не наилучшей, но единой позиции у руководителей государства и парламентариев, история может повториться: подобно тому, как в Курултае в 1918 году левые, правые радикалы и центр, не прийдя к единому мнению, потеряли и себя, и идею государственности Крыма.
Так и сегодня — в парламентских дрязгах и драках, кулуарных интригах и соревнованиях по популистским заявлениям могут утонуть и их смешные политические карьеры, и судьбы народа, который им доверился. И отдельные яркие личности настоящих патриотов, тех, кому действительно болит все, что происходит с Украиной, кто пришел в ВР не ради лоббирования собственных бизнес-интересов — а ради будущего страны, не могут противостоять годами наработанному модусу вивенди мастодонтов отечественного бизнес-политикума. И тогда под большим вопросом и дальнейшая судьба государства со всеми ее народами, и судьба ее лидеров — и формальных, и моральных. Как это случилось с Номан Челебиджеханом — человеком многих добродетелей, ученым, богословом, писателем и поэтом, автором гимна, слова которого «Я поклялся, я дал слово отдать свою жизнь ради истины, я поклялся понести свет в страну темноты…» — к сожалению, темнота воспользовалась разногласиями в среде интеллигентных благородных носителей света, которые не смогли договориться, в какой руке держать свечу — и хищно (и как казалось, навсегда) поглотила лучшего из лучших сыновей крымскотатарского народа.
Однако, как бы не замалчивалась история, память о Челебиджихане живет — но и сегодня потомки той кровавой пьяной матросни, идеологические потомки «отца» — а точнее, палача народов Иосифа Джугашвили пытаются подавить живую душу народа, его память. В этом году посвященный Челебиджихану общекрымский митинг, запланированный Меджлисом на 22 февраля во дворе ханского дворца Бахчисарая, крымская оккупационная «власть» проводить запретила.
Напомним также, что 23 февраля считается и началом аннексии Крыма: именно в этот день 2014 году на митинге в Севастополе было объявлено, что власть переходит к «исполнительному комитету», а в Симферополе начали формироваться пророссийские «народные дружины».
Присутствующие на мероприятии высказывали предположение, что это совпадение могло быть не случайным: политтехнологи и социальные психологи, служащие Кремлю, выбрав именно эту дату для проведения антигосударственных пророссийских акций — таким образом не просто делали первый шаг к захвату полуострова, но и еще раз пытались унизить крымскотатарский народ. И сделать подарок хозяину Кремля к празднику, который перекочевал с советских времен.
Кроме того, во время общения звучали мнения, что действительно — сценарий, по которому враг расшатывает единство патриотических сил, не содержит ничего нового. Информационные атаки, компрометация лидеров, формирование в общественном сознании комплекса неполноценности, провокации — и все это на фоне развязанной нескрываемой военной агрессии и поддержки террористических организаций и незаконных бандформирований может дать толчок раскола общественного мнения — от радикализации до пассивного предательства национальных интересов ради спокойного прозябание под оккупантом.
По словам профессора НаУКМА Владимира Моренця, точно известно, что будут делать враги: «Они будут лгать про нашу историю, они точно будут сеять рознь, они будут подкупать неустойчивых, они будут сталкивать лбами представителей различных национальностей и народностей, они будут сеять, раздувать вражду и ксенофобию», — сказал он и добавил: «Я считаю, что Украина очень виновата, не определив судьбу Крыма при получении независимости…»