Андрей Слесаренко — кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Ровенского государственного гуманитарного университета, который был среди участников VI Международной исламоведческой школы, делится своими впечатлениями в материале, опубликованном на сайте Histrorians.
С 30 июня по 5 июля 2017 года на базе Исламского культурного центра Одессы («Аль-Масар») состоялась VI Международная исламоведческая школа «Ислам в современном мире: историческое, культурное и интеллектуальное пространство». Реализация проекта стала возможной благодаря сотрудничеству Общественного союза «Всеукраинская ассоциация «Альраид», Исламского культурного центра Киева, Духовного управления мусульман Украины «Умма», Украинского центра исламоведческих исследований и Международного института исламской мысли (International Institute of Islamic Thought, США).
Началу летней школы предшествовал конкурсный отбор участников, которые должны были предложить свои темы докладов и таким образом показать целесообразность своего присутствия. По его результатам была сформирована группа из 30 человек, представляющих города разных регионов Украины. В работе школы приняли участие также зарубежные гости из Польши, Азербайджана, Бельгии и Турции. Это ученые-религиоведы, историки, социологи, философы, религиозные деятели и студенческая молодежь, заинтересованная феноменом Ислама в мире и Украине, которые собрались, чтобы обменяться мнениями и поделиться результатами своих исследований и научных изысканий. Организаторам удалось довольно удачно совместить представителей различных отраслей гуманитарных знаний.
Перед началом работы каждый участник школы получил подарок — перевод Корана на украинский язык и шестой номер альманаха «Аль-Калям». Под обложкой последнего собраны материалы прошлогодней, V Международной исламоведческой школы «Ислам в Европе, Украине и на Ближнем Востоке: история и современность», состоявшейся в Остроге на базе Национального университета «Острожская академия».
Представителями от организаторов и приглашенными лекторами стали: муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов, председатель Центра исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия», кандидат исторических наук Михаил Якубович, заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины, кандидат философских наук Олег Ярош, известный азербайджанский ученый Теймур Атаев, профессор, директор Института эпистемологических исследований (Бельгия) Мухаммад Бадия.
Пребывание и обучение в школе условно можно разделить на 3 части: лекции, презентации докладов собственных проектов участников школы и экскурсии.
Работа началась выступлением известного украинского востоковеда, автора первого полного перевода Корана на украинский язык с арабского, исследователя доктринальной и философской мысли исламского мира, главы Центра исламоведческих исследований Национального университета «Острожская академия» Михаила Якубовича. С интересом присутствующие слушали его лекцию «Суннитский ислам между ашаризмом и салафизмом: проблемы внутриисламского диалога». В послелекционной беседе обсуждали возрождение интеллектуальной традиции Ислама, религиозную толерантность — практику, когда мусульмане молились в чужих храмах и наоборот, демократию в Исламе, проблемы донесения правдивой информации о религии мусульман и т. п.
Михаил Якубович также презентовал участникам школы свою новую книгу «От Майдана до АТО: украинские мусульмане в условиях военно-политического кризиса (2013–2016)». В монографии, изданной при содействии Украинского центра исламоведческих исследований, ученый анализирует участие украинских мусульман в событиях Евромайдана, оккупации Крыма, необъявленной войны на Востоке Украины.
Муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов в своем выступлении акцентировал внимание на современном положении мусульман Украины. Докладчик проанализировал, как меняется и меняется ли вообще отношение в украинском обществе, где большинство является немусульманами, к Исламу и последователям этого вероучения, какие факторы формируют образ мусульман в сознании рядовых граждан, о роли СМИ в этом, о степени религиозной свободы, веротерпимости в Украине и мире.
Заведующий сектором восточной философии отдела религиоведения Института философии НАН Украины Олег Ярош представил доклад «Мусульмане в Северной Европе: сообщества, институты, государственная политика». Его доклад сопровождался инфографикой и содержал детальный анализ различных аспектов заявленной темы, в частности динамики мусульманского населения в странах Северной Европы, мусульманских общин и организаций, государственной политики по ним, обращения в Ислам и т. п.
Как отметил Олег Ярош, Ислам в Северной Европе — это феномен, связанный с этническими диаспорами и обращением в религию местных жителей. Исключением является Финляндия, где существует небольшая татарская община, которую можно считать автохтонной, или, скорее, исторической диаспорой. Появление мусульман в этих странах связано с трудовой миграцией и волнами беженцев и политических мигрантов из Леванта, Ирана и Балкан.
Уже не впервые принимает участие в работе летней исламоведческой школы известный азербайджанский ученый Теймур Атаев, выступления которого воспринимаются аудиторией с неизменным интересом, а обсуждения превращаются в научные дискуссии. На этот раз он выступил с глубоким аналитическим исследованием «Политический Ислам. Феномен или клише, принесенное извне?», а также подготовил подарки каждому из участников — свои книги, не так давно увидевшие свет в Украине: «Кавказские коллизии России. От Петра I до Иосифа Сталина» и «Из истории геополитической борьбы за территории России, Украины, Беларуси и Прибалтики», изданные при содействии Общественного союза «Всеукраинская ассоциация „Альраид“.
Выступления приглашенных лекторов школы совмещались с докладами участников, представлявших свои собственные наработки, связанные с исследованием актуальных процессов в политической, культурной, научной, религиозной среде мусульман в Украине, на постсоветском пространстве, а также в странах Центральной, Западной Европы и Ближнего Востока. Богдана Сипко (Львовский национальный университет имени Ивана Франко) представила исследование „Решение суда справедливости Европейского Союза от 14 марта 2017 г. в его французском измерении“, Андрей Слесаренко (Ровенский государственный гуманитарный университет) — „Антиисламские движения и инициативы в Чешской Республике“, Соломия Вивчар (Львовский музей Ивана Франко) — „Мусульманские мотивы в украинской литературе“, Виктория Назарук (Острожская академия) — „Исламские мотивы в современной художественной украинской литературе“, Дмитрий Базик (Институт философии НАН Украины) — „Актуальные проблемы исламоведения в интерпретациях отечественных религиоведов“, Григорий Мавров (Стамбульский университет им. Ибн-Хальдуна) — „Мусульмане в экзиле“, Наталья Пророченко (Киевский национальный лингвистический университет) — „Мусульманская экономика“, Ольга Добродум (Киевский национальный университет культуры и искусств) — „Ислам в виртуальном пространстве“, Алексей Савченко (Национальный музей истории Украины) — „Западные татары на землях Галичины“.
Ознакомиться с фрагментами представленных докладов можно на сайте „Ислам в Украине“ (islam.in.ua.). Полнотекстовые материалы школы будут напечатаны в седьмом номере исламоведческого альманаха „Аль-Калям“.
Положительным моментом форума стало то, что его программа включала не только академические занятия (лекции, дискуссии), но и экскурсии. Участники школы посетили Арабский культурный центр, Стамбульский парк в Одессе и военно-исторический музей в Очакове.
Напоследок хочу выразить благодарность всем организаторам и преподавателям и персонально Саиду Исмагилову и Олегу Гузику (Общественный союз „Всеукраинская ассоциация“ Альраид») за теплый прием, профессиональный подход к организации лектория, интересную насыщенную учебную программу, плодотворную работу, дружескую атмосферу и желание встретиться вновь.
Андрей Слесаренко — кандидат исторических наук,
доцент кафедры всемирной истории
Ровенского государственного гуманитарного университета