Принятие крымскими татарами Ислама, которое растянулось почти на целое столетие (
Внутренние конфликты и войны нередко приводили к разрушениям культурной среды Крыма. В связи с этим представляется интересным замечание, высказанное завоевателем Константинополя, османским султаном Мехмедом Фатихом (1451–1481): «В Крыму 600 муфтиев, 300 авторов и сочинителей. В чём же причина того, что Крым разрушен, подобно сердцу влюбленного?». Это взгляд на тогдашние крымские реалии, скорее, не правителя великой империи, а суфийского поэта, искателя истины.
Суфизм, родившийся более тысячи лет назад, сформировался как самостоятельное течение философской мысли в Исламе. Он оказал глубокое воздействие на всю литературу средневекового Востока. По мнению Ильдара Мухамеджанова, «особым образом суфизм повлиял на поэзию. Дело в том, что часто то, что постигали на своем пути суфии, выразить простым прозаическим языком было невозможно. Для этого требовались аллегории, доступные лишь в поэтической форме. Поэтому в суфийской поэзии часто встречаются сюжеты о розе и соловье, мотыльке и свече, под которыми в обычной, „мирской“ поэзии имеются ввиду люди, увлеченные плотской любовью. Схожесть образов заключается в том, что те, в ком горит огонь любви, готовы на всё, чтобы приблизиться к предмету своего вожделения, а разница заключается в том, что суфий испытывает любовь к Аллаху, в то время как предмет любви „обычного“ человека другой „обычный“ человек».
Крымскотатарская поэтическая культура формировалась под влиянием, с одной стороны, тюркской народной поэзии, с другой — салонной поэтической школы дивана. В доисламский период народная поэзия и народное песенное творчество сохранялось в основном в форме устной традиции.
Крымскотатарские народные песни как часть поэтической культуры народа традиционно делятся на исторические и бытовые. Коллективное творчество вложило в народную поэзию все сокровища культуры, связанные с древней традицией и исламским воспитанием и образованием. Сохранились имена некоторых народных поэтов средневекового Крыма. Среди них наиболее яркими представителями являются Мустафа Джевхери и Ашик Умер.
Становление Золотоордынского государства с его восточной пышностью, огромными городами, садами и дворцами привело к возникновению салонной поэзии, на которую огромное влияние оказали персидская и арабская литература. Низами, Руми, Саади стали учителями поэтов эпохи Золотой Орды.
Традиция «старых» мусульманских культур нашла живительную почву под благодатным крымским солнцем. Поэзия Махмуда, бин Ибрахима, Кемала Умми впитала в себя традицию, добавив образы, связанные с кочевым миром тюркских народов Северного Причерноморья.
Становление Крымского ханства как независимого государства связано с именем хана Менгли Гирея І (1445–1514). Однако он известен не только как могущественный правитель и выдающийся полководец, но и как талантливый поэт, один из основателей крымскотатарской поэтической школы. Творчество было не чуждо многим крымским ханам, даже такому воинственному, как Гази II Гирей (1588–1607), автору многочисленных «Диванов», насыщенных
Нередко повелители причерноморских степей устраивали настоящие поэтические театральные представления. Одно из таких представлений описал знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби: «На светских собраниях юноши и девушки с отпечатком солнца и луны на лицах…поют и играют на сазах, бубнах, барабанах, чангах и ребабах в соответствии с законами музыки, по правилам круговращения, слагают слова и исполняют 12 макамов. Исполняют сцены, подобные сценам собраний времен Хусейна Байкары, собравшиеся прикладывают палец к устам, приходя в изумление, и поражаются».
Влияние суфийской
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»