Исламская поэтическая традиция крымскотатарского народа

Исламская поэтическая традиция крымскотатарского народа
Крымскотатарские музыканты
Исламская поэтическая традиция крымскотатарского народа
Менгли Гирей и Султан Баязид второй
Исламская поэтическая традиция крымскотатарского народа
Исламская поэтическая традиция крымскотатарского народа

Принятие крымскими татарами Ислама, которое растянулось почти на целое столетие (XIIIXIV ст.), привнесло новые краски в мироощущение древнего тюркского народа. Золотоордынский период крымской истории был насыщен бурными событиями. Частая смена правителей, междоусобные войны наложили свой отпечаток на культуру и быт крымцев.

Внутренние конфликты и войны нередко приводили к разрушениям культурной среды Крыма. В связи с этим представляется интересным замечание, высказанное завоевателем Константинополя, османским султаном Мехмедом Фатихом (14511481): «В Крыму 600 муфтиев, 300 авторов и сочинителей. В чём же причина того, что Крым разрушен, подобно сердцу влюбленного?». Это взгляд на тогдашние крымские реалии, скорее, не правителя великой империи, а суфийского поэта, искателя истины.

Суфизм, родившийся более тысячи лет назад, сформировался как самостоятельное течение философской мысли в Исламе. Он оказал глубокое воздействие на всю литературу средневекового Востока. По мнению Ильдара Мухамеджанова, «особым образом суфизм повлиял на поэзию. Дело в том, что часто то, что постигали на своем пути суфии, выразить простым прозаическим языком было невозможно. Для этого требовались аллегории, доступные лишь в поэтической форме. Поэтому в суфийской поэзии часто встречаются сюжеты о розе и соловье, мотыльке и свече, под которыми в обычной, мирской поэзии имеются ввиду люди, увлеченные плотской любовью. Схожесть образов заключается в том, что те, в ком горит огонь любви, готовы на всё, чтобы приблизиться к предмету своего вожделения, а разница заключается в том, что суфий испытывает любовь к Аллаху, в то время как предмет любви обычного человека другой обычный человек».

Крымскотатарская поэтическая культура формировалась под влиянием, с одной стороны, тюркской народной поэзии, с другой  салонной поэтической школы дивана. В доисламский период народная поэзия и народное песенное творчество сохранялось в основном в форме устной традиции.

Крымскотатарские народные песни как часть поэтической культуры народа традиционно делятся на исторические и бытовые. Коллективное творчество вложило в народную поэзию все сокровища культуры, связанные с древней традицией и исламским воспитанием и образованием. Сохранились имена некоторых народных поэтов средневекового Крыма. Среди них наиболее яркими представителями являются Мустафа Джевхери и Ашик Умер.

Становление Золотоордынского государства с его восточной пышностью, огромными городами, садами и дворцами привело к возникновению салонной поэзии, на которую огромное влияние оказали персидская и арабская литература. Низами, Руми, Саади стали учителями поэтов эпохи Золотой Орды.

Традиция «старых» мусульманских культур нашла живительную почву под благодатным крымским солнцем. Поэзия Махмуда, бин Ибрахима, Кемала Умми впитала в себя традицию, добавив образы, связанные с кочевым миром тюркских народов Северного Причерноморья.

Становление Крымского ханства как независимого государства связано с именем хана Менгли Гирея І (14451514). Однако он известен не только как могущественный правитель и выдающийся полководец, но и как талантливый поэт, один из основателей крымскотатарской поэтической школы. Творчество было не чуждо многим крымским ханам, даже такому воинственному, как Гази II Гирей (15881607), автору многочисленных «Диванов», насыщенных религиозно-мистическим восприятием мира.

Нередко повелители причерноморских степей устраивали настоящие поэтические театральные представления. Одно из таких представлений описал знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби: «На светских собраниях юноши и девушки с отпечатком солнца и луны на лицахпоют и играют на сазах, бубнах, барабанах, чангах и ребабах в соответствии с законами музыки, по правилам круговращения, слагают слова и исполняют 12 макамов. Исполняют сцены, подобные сценам собраний времен Хусейна Байкары, собравшиеся прикладывают палец к устам, приходя в изумление, и поражаются».

Влияние суфийской религиозно-философской традиции присутствовало, в той или иной степени, в крымскотатарской поэзии вплоть до самого конца существования Крымского ханства. Религиозные сюжеты, помимо «Диванов», встречаются и в больших поэтических формах  поэмах. Средневековая крымская поэзия была не только уделом ханов, ею увлекались и представители духовного сословия улема (муфтии, мудерисы, кадии), что естественным образом усиливало мусульманскую составляющую в крымскотатарской поэзии.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.