Исмаил Гаспринский – отец нации российских мусульман

1
Будучи правоверным мусульманином, Гаспринский выдвигал на первый план проблему создания реформированного сообщества народов, исповедовавших Ислам
14.02.2014
Оцените статью: 
(515 оценки)
oleg
Аватар пользователя oleg

«Начитанный, отзывчивый и всем интересующийся, несмотря на свой возраст, этот крымский татарин производит впечатление человека искреннего и убежденного», – так написал в своей депеше российский генеральный консул в Египте Алексей Смирнов в 1908 году. К этому времени Исмаил Гаспринский был уже признанным лидером российских мусульман.

Будучи правоверным мусульманином, Гаспринский выдвигал на первый план проблему создания реформированного сообщества народов, исповедовавших Ислам. Оно должно было вобрать в себя все достижения предыдущих цивилизаций.


Действенным ответом на волновавшие Гаспринского вопросы становится джадидитское педагогическое движение, реформа, которая, благодаря писателю, со временем получила распространение среди мусульман России.


«Это, во-первых, реформирование образования мусульман в соответствии с передовыми европейскими стандартами. Кроме того, создание единого тюркского литературного языка, усиление гражданской активности, изучение положения женщины-мусульманки и, конечно, укрепление связей между тюрко-мусульманскими народами России», – писал он.


Стоит отметить, что, благодаря новой методной школе, в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация крымскотатарских интеллектуалов, по-европейски образованных, но не утративших мусульманской идентичности: Асан Сабри Айвазов, Номан Челебиджихан, Исмаил Люманов, Осман Чокраклы и многие другие.


20-летний юбилей газеты «Терджиман» в 1903 году, издателем которого был Исмаил бей Гаспринский, превратился в общенациональный форум, закрепивший за писателем статус отца нации российских мусульман.


Реализацией идей тюркско-исламской солидарности стали первые мусульманские съезды. В 1905 г. И. Гаспринский был избран председателем 1-го съезда российских мусульман. Этот съезд положил начало организационному объединению российских мусульман. Уже через год в Петербурге на 2-ом съезде мусульман России, на котором председательствовал Гаспринский, принимается решение о создание Союза мусульман России.


Всю свою жизнь писатель посвятил просветительской и проповедческой деятельности. Сегодня мы не можем оценить всей сложности той деятельности, которую вел Исмаил бей Гаспринский, но стоит отметить, что МВД рассматривало его как главную фигуру в деле «пропаганды исламизма» в России.


Помимо просветительской, проповедческой и издательской деятельности Исмаил бей Гаспринский оставил нам ряд прекрасных художественных произведений. Его романы и повести: «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; «Молла Аббас»; «Африканские письма – Страна амазонок»; «Арслан Кыз – Девушка-львица»; «Къунь догъды – Солнце взошло» и многие другие.


К счастью, многогранное творчество великого крымскотатарского деятеля после многих лет забвения сегодня, наконец, становится доступным широкой общественности и заинтересованный читатель при желании сможет найти труды этого великого писателя и человека с большой буквы.


Эльзара Юнусова, Симферополь

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.