Аннексия Крыма побудила украинских исследователей сосредоточить особое внимание на крымском элементе всеукраинской истории и культуры. Ведь несмотря на то, что место полуострова в украинской истории четко определил в своем фундаментальном труде «История Украины-Руси» выдающийся ученый Михаил Грушевский, тема украинского Крыма, констатируют специалисты, до сих пор остается на обочине современной отечественной историографии. Это стало едва ли не основным фактором того, что ученые из Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины начали цикл конференций с крымоведения. По итогам первой из них в свое время был издан сборник научных трудов под красноречивым названием − «Наш Крым».
Инициатор проекта «Крым в истории Украины» (основан в конце февраля−начале марта 2014), старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, кандидат исторических наук Дмитрий Гордиенко в интервью изданию Мир, говоря о месте Крыма в украинской истории, заметил:
− Очень интересные сюжеты − навязывание российской историографией мысли об извечной борьбе Российской империи против Ислама, против Крыма. С XIX века в нашей историографии бытовал тезис, на который все дальнейшие исследователи, даже художественная литература, «равнялись», − казаки воюют с Крымом. В то же время два казацкие гетманы − Михаил Дорошенко и Олифер Голуб − погибли не в завоевательных походах на Крым, а в борьбе в поддержку крымских ханов против Турции. Олешковская сечь (на что мало обращают внимание) существовала 30 лет благодаря крымскому хану, который приютил запорожских казаков.
Период казачества наиболее интересный в этих исследованиях, поскольку он дает нам совершенно иное видение пограничного общества, в котором не только воевали, но и торговали и поддерживали друг друга. Так, скажем, татары забирали в плен не пожизненно, а лишь на 7 лет, после чего пленники становились свободными. В Украине свободно владели как минимум тремя языками: украинским, польским и татарским. Где этому научились простые крестьяне? Ответ однозначен: собственно в Крыму, побывав в плену или на заработках.
Нам говорят, что, мол, под Берестечком хан предал Хмельницкого. Но и сам Хмельницкий предал хана, потому что за его спиной отправлял послов в Москву. С другой стороны, под Конотопом удары хана были определяющими. Гетман Филипп Орлик совершил поход на Правобережную Украину для освобождения от московских захватчиков опять же при поддержке Крымского ханства, а крымский хан объявил войну всем, кто хотел отдать Украину в московское ярмо, «кто собирается славное Войско Запорожских Казаков и изначально свободные и не подчиненные никому из смертных области Малой Руси огнем и мечом, резнёй и грабежами преподнести под очень тяжелое ярмо московской неволе… " (Универсал, 28 января 1711).
Союз Богдана Хмельницкого с Ислам Гиреем, как и союз Михаила Дорошенко с Мехмед ІІІ Гиреем или Филиппа Орлика с Крымским ханством, демонстрируют конструктивные политические отношения двух народов. (Уже упомянутый нами хан Узбек пытался не допустить инкорпорации Галицко-Волынских земель в состав Польского королевства). Эти моменты, как по мне, самые интересные, поскольку они дают базисы украинской историографии и проливают новый свет на украинско-крымские отношения в начале ХVIII в. Очень приятно, что почти половина докладов и публикаций ученых касаются именно этого периода. Кстати, в Киеве Татарка − это поселение крымских татар. Если они спокойно жили в украинских городах, а их кварталы были почти во всех магдебургских городах, то это означает, что эту пограничную территорию нельзя воспринимать только враждебно.
Примечательно, что Гетманщина и Крымское ханство окончательно потеряли независимость почти одновременно, первая − в 1764 году, а второе − в 1783-м. Попав под российскую оккупацию, Гетманщина и Крым переживали и похожие денационализации. Однако, если на украинцев была направлена политика ассимиляции, которая вылилась в идеологему «русского мира», «единой древнерусской народности» и т. п., то древний коренной народ Украины − крымчане − подвергся тоталитарному прессингу, направленному на полное стирание исторической памяти и этнонациональное нивелирование: крымские татары — едва не единственный народ, письменные источники которого систематически уничтожались российскими оккупантами.
Другое исследование, к сожалению, уже покойного Ярослава Дашкевича, отмечало, что 80% населения Крыма было украинцами. Этот факт замалчивается в историографии. Сосуществование двух государств было невероятно тесным. Оно отразилось в искусстве (например, украинский гопак можно легко «посадить» на крымскую мелодию и наоборот); само слово «майдан» к нам пришло от крымских татар…
Нам навязывали (та же российская историография), что сам крымский татарин − это этнос, который пришел с монголами и ханом Батыем. На самом деле, крымский татарин − это своеобразная гремучая смесь: там и тавры, и скифы, и сарматы, и готы − все народности, жившие в Крыму до прихода монголов. Это один из древнейших этносов на территории Украины − и это один из самых весомых достижений проведенных конференций. Навязывание монголо-татарского ига, разрушения ханом Батыем Киева, разорение Украины вызвало у нас негативные эмоции относительно крымчан. Получается, мы просто «сели» на российский миф и повторяли его в течение 200 лет украинской историографии…
Есть подозрения, что в России и архив Крымского ханства, который официально считают потерянным, хотя некоторые документы из него уже просочились. Так же, как 300 лет думали, что архив гетмана Мазепы уничтожен, пока в Петербурге его не опубликовали. Уже было несколько докладов о том, как Россия в Крыму «делала» Российскую империю.
Комментируя начало проекта, ученый отметил:
− Начиная цикл конференций «Крым в истории Украины» и журнал «Наш Крым», прежде всего, мы актуализировали составляющую Крымского ханства и крымскотатарского народа в истории Украины и Восточной Европы в целом. Первая из цикла запланированных конференций состоялась 2 декабря 2014 года. Она была посвящена 700-летию со времени сооружения мечети хана Узбека в Старом Крыму и стала единственным мероприятием по празднованию юбилея. Самое интересное, что после того, как мы в марте разослали информационное письмо, сообщили о мероприятии на сайте, в июле Верховная Рада Украины приняла Постановление «О праздновании 700-летия мечети-медресе хана Узбека», которая предусматривала, в частности, проведение научной конференции. Мы обратились в органы государственной власти с просьбой поддержать проект, ведь он общий и очень важный. Обращение было проигнорировано. Программу мы выполнили за свой счет, долги отдаем до сих пор.
Кстати, сегодня главная мечеть крымских татар, построенная ханом в 1314 году, которая стала палладиумом мусульманской Украины, как София Киевская − христианской, разрушена. Интересно, что уже упомянутым постановлением ВР предусматривалась её реставрация. Такое решение в то время, когда Крым аннексирован, было, мягко говоря, фейковым… Конечно, после деоккупации нужно будет ставить вопрос о восстановлении этого исторического памятника.
Дмитрий Гордиенко также рассказал, что ожидает от следующих конференций:
− Мы начали проект как внутренне институтский. Впоследствии к нам присоединилась София Киевская, которая потеряла свой памятник − Судакскую крепость. В Киеве начал работать Таврический национальный университет, ученые которого проявляют интерес к проекту.
Хочется привлекать внимание максимально широкого круга ученых, и не только гуманитариев. На вторую конференцию было подано два доклада по отражению крымских сюжетов в украинской художественной литературе. Этот аспект хотим расширить. Была и заявка на крымские мотивы в изобразительном искусстве. Мы мечтаем показать крымский сюжет в украинской культуре в целом. Надеемся, что на момент освобождения Крыма проведем большую конференцию уже на самом полуострове.
Мы запустили «Крым в истории Украины» с мечтой, чтобы следующие поколения его поддержали. План проекта разработали до 2020 года. Хочу заметить, что такие локальные сюжеты в общероссийском контексте следует делать, и не только по Крыму. Это путь к предотвращению различных сепаратистских настроений.
Жаль, что украинская историческая наука обратила пристальное внимание на «крымский фактор» только после очередной российской оккупации Крымского полуострова, когда нависла угроза над будущим крымскотатарского народа, над его правом на самоопределение. И если задачей политиков является четко определить полноту культурных и политических прав крымскотатарского народа, то задачей ученых есть разработка собственного видения прошлого, лишенного штампов, навязанных российскими оккупантами, усвоение положительного опыта взаимоотношений собственно Украины и Крыма и переосмысление трагических страниц отношений в прошлом.
Полный текст интервью − по ссылке.
Справка:
Мечеть хана Узбека (кримскотат. Özbek Han camii) − архитектурный памятник в городе Старый Крым, в Крыму. Самая старая из мечетей полуострова. Была заложена в 1314 году, в начале правления хана Золотой орды Узбека. В 1332 году к ней добавили медресе по инициативе самой богатой женщины − Инджибек-хатун, которая в 1371 году была похоронена рядом.