Крымское путешествие Ходжи Насреддина

Ходжа Насреддин
Крымское путешествие Ходжи Насреддина
Книга о Ходже Насреддине изданная в Крыму в 1937г.
Крымское путешествие Ходжи Насреддина
Ходжа Насреддин
Крымское путешествие Ходжи Насреддина
Ходжа Насреддин
Книга о Ходже Насреддине изданная в Крыму в 1937г.
Ходжа Насреддин
19.03.2021
Оцените статью: 
(167 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В странах мусульманского Востока с давних времен было популярно имя Ходжи Насреддина, умного и тонкого рассказчика, прекрасно владеющего словом, и одновременно с этим простоватого балагура, человека из народа, постоянно попадающего в смешные и запутанные ситуации, при этом ловко выходящего из любой ловушки.

Образ Ходжи, возникший в раннем средневековье в среде тюркских народов, стал своим для курдов, иранцев, арабов, армян, болгар… На базарах и в чайханах, в домах богачей и нищих до сих пор с восторгом слушают рассказы о проделках неугомонного Ходжи Насреддина. Многие страны спорят о том, откуда родом ловкий пройдоха.

В Турции провели даже специальное исследование, по итогам которого пришли к выводу, что родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году по хиджре (1206 год) рядом с городом Сиврихисар в провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца. В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю, мулле, каверзные вопросы. На многие из них почтенный мулла просто не мог ответить. Затем Насреддин якобы учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер…

Даже дата смерти Ходжи Насреддина установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире есть гробница, которую с давних времен принято считать гробницей «того самого» Насреддина. Она датируется 386 годом по хиджре, но эта дата противоречит всей имеющейся информации о знаменитом острослове. Исследователи решили, что дата была установлена… в шутку, и поэтому предложили ее прочесть в обратном порядке. С тех пор датой смерти Насреддина считается 683 год по хиджре.

Собиратель кавказского фольклора, М. Захаров, издавший в конце XIX века сборник анекдотов о Насреддине, писал:

«Молла Насреддин — любимый герой татарских анекдотов… Полагают, молла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гаруна ар-Рашида, хотя в анекдотических сказаниях о молле мне ни разу не приходилось встречать имени этого халифа. В одной персидской книге под заглавием „История Теймур-ленга“ говорится, что при дворе этого грозного завоевателя жил какой-то мудрый ученый муж; он „верно и правдиво“ умел предсказывать будущность. Теймур-ленг (Тамерлан) любил его, верил в его слова: он ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ним предварительно. В часы досуга Насреддин развлекал своего грозного повелителя остроумными шутками».

Во время своих странствий Ходжа Насреддин не обошел вниманием и Крым. После принятия Ислама крымскотатарский народ впитал в себя достижения культуры всего мусульманского мира. Сейчас невозможно точно сказать, когда именно достопочтенный Ходжа посетил Крымский полуостров. Вероятно, это произошло во второй половине XIII столетия. Именно тогда из Анатолии вместе с сельджукским султаном Кей-Кавусом II сюда переселилась большая группа эмигрантов, которые принесли на крымскую землю не только веру своих предков, но и фольклор.

Популярность Ходжи Насреддина была колоссальна. О забавных приключениях неугомонного шутника рассказывали меддахи, знатоки фольклора, на базарах Кафы и Гёзлёва, в бахчисарайском дворце хана и в ногайских юртах степного Крыма. Исследователь народного творчества крымских татар украинский ученый С. Коцюбинский писал: 

«То до предела ловкий и прозорливый, то беспредельно неуклюжий и глуповатый, то сверкающий молниеносно-остроумными ответами, то поражающий чудовищной наивностью и простодушием — Насреддин, как канатный плясун, постоянно на грани — между мудростью и глупостью, между скепсисом и легковерием, между язвительным сарказмом и невинным добродушием. Это — комический герой, в самом абсолютном и первоначальном смысле слова, это сплошной парадокс в самом решительном значении термина. Отсюда и анекдоты Насреддиниады — причудливая и невероятная энциклопедия самых неожиданных qui pro quo, самых острых ситуаций, самых каламбурных сентенций и афоризмов».

В 1936 году в Крыму был издан сборник сказок, а в 1937 году — книга «Анекдоты о Ходже Насреддине и Ахмете Ахае», результат нескольких лет работы сотрудников Алупкинского дворца-музея. Об Ахмете Акае следует говорить отдельно. Согласно местной легенде, он родился в местечке Озенбаш под Бахчисараем. Когда-то Озенбаш был известен крымским татарам как село, в котором живут самые веселые люди полуострова. Именно в этом районе Крыма возникли лятифе — шуточные рассказы, героями которых часто выступали Ходжа Насреддин и Ахмет Акай. Самого Ахмета Акая крымские татары считали родственником (внуком) неугомонного Ходжи.

Существует легенда, что однажды Ахмет Акай даже обратился в суд с требованием признать его родство с Ходжой Насреддином:

«Приехал он к кадию на осле. Привязал осла к огромному барабану, стоящему у здания местного суда. Сам же пошел к кадию. И не успел задать вопрос кадий посетителю, как на улице раздался шум. Это осел попытался щипать траву. Но поскольку был привязан к барабану, барабан зашумел. Это напугало осла, и он дернулся еще больше. Раздался грохот. Испуганный осел рванулся изо всех сил, потащил за собой барабан и понесся по главной улице Бахчисарая. В это время по улице проходил караван, груженный посудой и жестяными изделиями. Осел с барабаном сильно перепугал верблюдов с товаром. Верблюды кинулись в разные стороны, и от этого грохот на улицах стоял неимоверный.

Люди выскочили на улицу, все хотели узнать, почему такой шум. Может быть это война пришла? Но когда увидели что происходит, попытались привести в порядок то, что наделал осел с барабаном. Возмущенные купцы обратились к главному кадию с просьбой наказать Ахмета Акая. И тогда поинтересовался кадий, в чем обвиняют Ахмета Акая.

— Он утверждает, что он внук Ходжи Насреддина. А мы несем убытки из-за этого, — сказали купцы. Главный кадий немного подумал и сказал:

— Наказать, наверное, можно. Но и следить надо за ним. Одобрительно закивали головами чиновники и купцы. А главный кадий продолжил:

— За ним надо следить, слушать его, внимать его словам. Ибо кто еще за 10 минут смог бы поднять такой шум, что целый день весь город не мог прийти в себя после этого? Мы признаем Ахмета Акая внуком знаменитого Ходжи Насреддина».

Следы пребывания Ходжи Насреддина в Крыму можно найти повсюду. Достаточно упомянуть его имя, как любой собеседник сразу вспомнит массу забавных поучительных историй и анекдотов. При этом почти все истории похожи на те, которые рассказывают в Турции, Азербайджане, Казахстане и во многих других мусульманских странах. Принято считать, что все эти истории привезли в Крым купцы и путешественники. А может быть, все было совсем наоборот, и весельчак Ходжа родился в Крыму? Тем более, что у него там жил любимый внук — Ахмет Акай! Как бы то ни было, если однажды, побывав в Крыму, вы увидите привязанного к дереву осла, обернитесь: может быть, где-то рядом находится и Ходжа Насреддин, путешествующий в поисках новых приключений.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.