Традиционная историография считает, что столица Украины, Киев, возникла в конце V столетия н. э. Согласно древнерусскому летописному источнику, «Повести временных лет», Киев был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедью, которые происходили из славянского племени полян. Другими письменными источниками, а также археологическими свидетельствами, эта легенда не подтверждается.
Одной из наиболее авторитетных, является версия о тюркском происхождении основателей Киева. Ее поддерживают такие авторитетные ученые, как О. Прицак, Г. Вернадский и ряд других. Эта версия базируется на множестве прямых и косвенных свидетельств. О. Прицак утверждал, что в VIII веке на месте современного Киева хазары построили крепость. Она имела традиционную для государств Востока трехчленную структуру: цитадель, внутренний город и ремесленный пригород. Свои утверждения ученый подкреплял как результатами археологических раскопок, так и данными из различных средневековых источников.
Версия Прицака имеет достаточно серьезные основания. Дело в том, что Днепр долгое время был западным рубежом Хазарского каганата, а поляне, как известно, платили хазарам дань. Именно поэтому предположение о существовании хазарской крепости на месте современного Киева выглядит вполне убедительным.
Серьезным аргументом в пользу сторонников тюркской версии является небольшое сообщение в трактате «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного (середина X в.). Император упоминает, повествуя о Руси, «крепость Киова, называемую Самватос». Большинство исследователей считают, что этимология слова «Самватос» имеет тюркскую основу: sam (высокий), bat (сильный). Такое название могло сохраниться в Киеве со времен, когда хазары держали в крепости свой гарнизон.
Знаменитый арабский географ Мухаммад аль-Идриси (ок. 1100–1164) в книге Нузхат аль-муштак фи хтирак аль-афак («Развлечение страстно желающего странствовать по землям») писал:
«Кукийана (Киев) — город тюрок, именуемых Руса. Русов (ар-Рус) три вида (аснаф). Один вид их называется рус, и царь их живет в городе Кукийана; другой их вид называется ас-славия, а царь их — в городе Слав; этот город на вершине горы. Третий вид называется аль-арсания, и царь его пребывает в городе Арсани. Купцы-мусульмане из Армении доходят до Кукийаны, а что касается города Арсани, то шейх Аль-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не вступает, так как они обязательно убивают любого чужеземца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают их в землю. Часть русов бреет бороды, а иные завивают ее, как гриву лошадей, и окрашивают ее в желтый цвет».
Сам Аль-Идриси никогда не был в Киеве, и все его сообщения основаны на письменных источниках, а также являются следствием общения с купцами и путешественниками, посещавшими Русь. Именно поэтому часть исследователей с некоторой осторожностью относятся к его сообщениям.
Современником Аль-Идриси был известный арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати. Он не только посещал Киев, но и общался там с тюрками, которые к тому же оказались мусульманами:
«И прибыл я в город [страны] славян, который называют „Город Куяв“ (Киев). А в нем — тысячи „магрибинцев“, по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджнак (печенеги). И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз аль-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман. Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы».
Как правило, историки толковали сообщение Аль-Гарнати вполне однозначно: тюрки в Киеве были пришлым народом, многие из них находились на службе у киевских князей в качестве наемников. Все это подтверждалось летописями Руси. Однако в последнее время ряд историков стал подвергать сомнению факт пришлости тюрок в Киеве. В частности М. Байрамов утверждает, что основателями Киева были члены туркменского племени кайы.
«Часть племени кайы еще в 1-м тыс. н. э. переселилась на территорию современной Украины. Они стали известны по древнерусским летописям как каепичи и ковуи, которые со временем ассимилировались с местными народами», — пишет Байрамов.
Еще дальше идет филолог А. Суперанская: «Как свидетельствуют этнографы, этнически „чистых“ народов нет и не может быть. Наоборот, новые народы возникают из этнических смешений двух или нескольких народов, усваивая лучшие черты каждого. Существует много народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа положено двумя (или несколькими) братьями... Видимо, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов».
Не стоит сбрасывать со счетов и очевидную схожесть родового знака Рюриковичей — «тризуба» (современного герба Украины) с тамгой племени кайы. Что касается племени ковуи, то оно действительно несколько раз упоминается в киевских летописях. Ковуи принимали участие в междуусобной борьбе киевских князей 2-й половины XII века, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности тюркских племен во внутреннюю жизнь Руси.
История племени кайы тесно связана с историей великих тюркских государств: Османской империи, государства огузов, Кимакского каганата и ряда других. Кайы является одним из 24 древних огузских племен, которые изменили историю не только Ближнего Востока и Центральной Азии, но и всю мировую историю. В историческом очерке о племени кайы М. Байрамов пишет:
«Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где вожди племени кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Поначалу тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в Караджадаге, к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в Ахлат, Эрзурум и Эрзинджан, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова, и отсюда часть кайы (400–500 шатров) во главе с Эртугрулом, спасаясь от войск Чингисхана, направилось к сельджукскому султану Ала ад-Дину Кейкубаду I. Эртугрул обратился к нему за покровительством — ему пожаловали удж (область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртугрул обязался защищать границу сельджукского государства на территории дарованного уджа».
Со временем территория уджа превратилась в мощное государство, которое непрерывно расширяло свою территорию вплоть до середины XVI столетия. К этому времени потомки кайы, жившие в Киеве и его окрестностях, воевали с потомками кайы, пришедшими с юга, с территории Анатолии. Только вряд ли те, кто сражался на поле битвы, догадывались о своих родственных связях.
Александр Степанченко