О некоторых особенностях национальной и религиозной политики Османской империи

Султан Селим Явуз
Султан Селим Явуз
Границы Османской империи. Период расцвета
Границы Османской империи. Период расцвета
Паргалы Ибрагим-паша
Паргалы Ибрагим-паша
Султан Селим Явуз
Границы Османской империи. Период расцвета
Паргалы Ибрагим-паша
05.10.2020
Оцените статью: 
(6 оценки)
Олександр Степа...
Аватар пользователя Олександр Степанченко

Возникшая в первой половине XIV века Османская империя уже в момент создания была многонациональным государством. Первоначально территория империи расширялась за счет византийских земель, населенных преимущественно православными греками. Затем в состав государства вошли туркменские бейлики Анатолии, Армения, Кавказ, земли арабов в Сирии, Ираке, Аравии и в Северной Африке. В Европе туркам удалось завоевать весь Балканский полуостров, а также Крым, Северное Причерноморье и Венгрию.

Некоторые из завоеванных территорий были населены мусульманами, на других жили христиане, при этом в состав империи вошли десятки разных народов, говоривших на разных языках и имевших долгую историю собственной государственности. Все это ставило перед Стамбулом множество проблем, которые необходимо было решать максимально оперативно.

Эпоха, предшествовавшая появлению Османской империи, характеризовалась гибелью великого Арабского халифата и многочисленными бедствиями для всего мусульманского мира, вызванными нашествием монгольских армий и разрушением множества исламских государств. Эту эпоху хорошо охарактеризовал ученый-исламовед шейх Ахмад Али аль-Адани: 

«Пророк (мир ему и благословение) предусматривал эпоху временного исчезновения у мусульман единого государства во главе с имамом, его распад на бесчисленное множество фракций, лишение мусульман жизни и свободы в массовом порядке во всей истории уммы».

После завоевания большей части Балканского полуострова и Северного Причерноморья во второй половине XV века турки разделили захваченные государства на вассальные (Валахия, Молдова, сербские княжества), полунезависимые (Крым) и полностью подчиненные территории (Босния, Греция, Болгария, Румелия), которыми управляла назначенная из Стамбула турецкая администрация. Крым фактически был союзным и дружественным государством, имевшим собственного правителя, администрацию, вооруженные силы и денежную единицу. Крымское ханство нередко проводило достаточно независимую от османов внешнюю политику и даже воевало без оглядки на султанский двор.

Валахия и Молдова также имели собственных правителей и вооруженные силы. Османская империя нечасто вмешивалась в религиозную политику валашских и молдавских властей, но при этом княжества полностью зависели от султанов, особенно в период военного противостояния с Польшей, Австрией и Россией.

В Болгарии, Боснии и Греции значительная часть населения уже в XV веке приняла Ислам, став опорой Османской империи. Новообращенные получили все политические и экономические права, которые имели мусульмане. Часть выходцев из Боснии, Греции, Албании и Болгарии вошли в состав правящей элиты, заняв самые высокие должности в государстве. Достаточно сказать, что трое самых выдающихся великих визирей в период правления султана Сулеймана Великолепного-Кануни (1494–1566) были выходцами из покоренных народов. Паргалы Ибрагим-паша был родом из Греции, Айяс Мехмед-паша и Лютфи-паша были албанцами по национальности. Справедливости ради следует сказать, что, за исключением Боснии, переход в Ислам христиан был достаточно болезненным процессом.

Совсем по иному обстояли дела на Ближнем Востоке и в Северной Африке: эти регионы со времен Арабского халифата были преимущественно мусульманскими. К XV веку многочисленные арабские государства пребывали в состоянии глубокого экономического и политического кризиса.

Историк Николай Иванов в своей работе «Османское завоевание арабских стран» так охарактеризовал ситуацию накануне прихода армий османов:

«Исламскому миру угрожает экспансия западноевропейских держав. Но и внутри ислама нет единства. Шиитская секта кызылбашей захватывает власть в Иране. Иранские войска вступают в Багдад. В азиатской части Турции начинается восстание, руководимое проиранским шиитским лидером. Египет и Сирия готовятся отражать планируемый вождем шиитов захват Мекки. Но египетская армия отказывается воевать. Египетский флот на Аравийском море полностью разгромлен европейцами. Побережье Персидского залива переходит в руки „франков“. Во всех арабских странах царят нищета и голод».

Появление могущественной Османской империи было воспринято арабами с воодушевлением. В Сирии, Ираке и Египте «крестьяне и жители городов воспринимали турок не иначе как покровителей и избавителей». Однако правящий класс арабских государств оказывал отчаянное сопротивление османам. Особенно сильным оно было в Египте, которым уже несколько столетий управляла военная каста тюрок-мамлюков. В 1517 году султан Селим Явуз (1465–1520) захватил столицу Египта, Каир. Он перебил более 800 знатных мамлюков, остальные же были вынуждены признать власть султана. Селим был не только талантливым полководцем, но и умелым администратором: он оставил за мамлюками полномочия правителей Египта, но при этом решающее слово во всех делах было за султаном.

Города Мекка и Медина без сопротивления признали власть Османской империи — за ними были сохранены все, данные ранее халифами и мамлюками, привилегии. Султаны регулярно посылали в Мекку и Медину значительные суммы на поддержание в должном порядке мечетей в этих священных городах.

Положение арабов в османском государстве было достаточно высоким. Арабский язык наряду с персидским являлся одним из государственных языков — он оказал огромное влияние на формирование османского языка. Османы заимствовали арабский алфавит, лишь слегка видоизмененный. Лексика османского языка более чем на 40% состояла из арабских заимствований. Большинство имперских чиновников владело несколькими языками, что позволяло им без труда находить общий язык с покоренными народами.

Благодаря гибкой религиозной и национальной политике, Османская империя, особенно в середине XVI столетия, слыла в Европе толерантным государством. Неслучайно лидер европейских протестантов Мартин Лютер писал: «Многие требуют прихода турок и их управления». 

В ходе революции в Нидерландах повстанцы получали поддержку Османской империи. Султан Сулейман Кануни в письме к ним говорил, что гораздо лучше понимает их веру, «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора».

Начавшийся в конце XVII столетия упадок Османской империи отразился и на внутренней политике государства. Стремление сохранить целостность империи приводило к тому, что власти все чаще стали прибегать к политике грубой силы по отношению к национальным и религиозным меньшинствам. Этим воспользовались европейские государства, которые все чаще стали вмешиваться во внутренние дела Османской империи, используя свои войска как инструмент давления на Стамбул.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.