Педагогический потенциал ислама

Педагогический потенциал ислама
26.02.2009
Оцените статью: 
(450 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Можно отделить государство от церкви, но невозможно лишить людей веры в Творца. После долгих лет тщетного строительства «рая на земле» и отчуждения человека от Бога, от богатейшего наследства, оставленного нам в священных книгах, наступило время возвращения «блудного сына» к своему родителю. Не будем забывать и то немаловажное обстоятельство, что религия в кризисные годы общественного развития обладает некоей компенсаторной функцией, замедляя размывание того или иного этноса. Равным образом подчеркнем такой феномен как взаимосвязь школы и религии. Именно поэтому сейчас в обществе снова начала доминировать та точка зрения, что сохранение культуры, духовности, морали без религии невозможно.

Людмила ХАРИСОВА, доктор педагогических наук.

Соответственно чувствуется настоятельная необходимость проанализировать роль и значение ислама, педагогический потенциал данной мировой религии, тем более что многие публикации в средствах массовой информации дают искаженную картину ценностей в этом вероучении.

Владимир Соловьев, русский философ, православный христианин и ученый назвал ислам великой религиозной культурой, «выросшей на исторической почве из живого зерна, брошенного туда гением первого основателя, с именем которого не напрасно связано все дальнейшее образование».

Сегодня многие ученые–исламоведы рассматривают ценности ислама как цельное учение о смысле земного существования человека, в жизни которого науке отведено особое место. Достаточно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сюжеты, связанные с наукой и образованием. Знатоки ислама не раз подчеркивали, что наука в мусульманском понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в первую очередь самого человека во всем многообразии его деятельности на земле.

В Священном Коране говорится: «Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». Образование человека во многом определяет его поведение. Так, в Коране сказано: «Всякая душа – заложница того, что она приобрела».

Большим уважением в период расцвета арабо–мусульманской культуры во всех слоях общества пользовались ученые. Ученые были окружены почитанием. В книге Аль–Джахиза «Книга красноречия» говорилось, что «без четырех вещей никто не может обойтись, даже если это знатный человек: нельзя не вставать перед своим отцом, нельзя не услужить гостью, нельзя не заботиться о своем коне и нельзя не почитать ученого». Ученый – образец для мусульман, в своем благочестии и рвении к постижению науки. Аль–Хорезми, автор энциклопедии, носящей название «Ключи наук», выделяет «чисто мусульманские науки»: юриспруденция, богословие, грамматика, поэзия, история, логика, медицина, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, механика, алхимия. Ученые мусульмане были энциклопедически образованны. Восточная математика во многом превзошла греческую, создав новую отрасль – алгебру. В это же время устанавливается физический закон преломления световых лучей. Ученые–медики совершенствуют учение о психике человека, его темпераментах. Ученые – географы совершали множество путешествий в другие страны, описывали все то, что увидели. Эксперимент ученых стал важным методом в достижении истины. Так, Аль–Бируни путем ряда экспериментов вычислил удельный вес металлов и минералов. Врач Ибн аль–Хатиб доказал, что оспа, чума и многие другие болезни передаются путем контакта с больным. Становление научной методологии у мусульман заключалось в формировании у них системного мышления и привитии им культуры. Она предполагала, что мусульманин, читая сочинения ученых, не должен принимать все на веру. Ему надлежало вдуматься в них, анализировать их смыслы, проверять идеи их авторов, стремясь аргументированно вскрыть их ошибочность или справедливость. Основной формулой научных исследований мусульман является: опыт – анализ – практика. Европейские историки свидетельствуют, что мусульманские ученые не основывались на голом эксперименте, любой опыт они предваряли теорией. Все знают, что кровообращение первым открыл и определил Ибн аль–Нафис, арабам принадлежит пальма первенства в разработке десятеричной системы счета. Поиск знаний является наипервейшей обязанностью в исламе. К нему призывал и пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки», «Ищите знания, даже если нужно отправиться в Китае».

Это значит, что мусульмане должны стремиться приобретать и постигать основы наук, преодолевать трудности.

Рассмотрение ислама в контексте образования и одновременно мировой культуры позволяет выстроить трехуровневую структуру понимания и усвоения его нравственно–культурных ценностей, духовного богатства.

Первый уровень представляет собой блок учебного материала, который включает в себя знания о сущности ислама, его истории, развитии, о социальных, правовых, экономических и политических аспектах. По нашему мнению, молодежь в системе государственного образования должна знать религию своих предков хотя бы в сумме первоначальных представлений.

Второй уровень связан с формированием религиозного мировоззрения в семье, в конфессиональных учебных заведениях.

Третий уровень характеризуется степенью вовлеченности человека в практическую реализацию заветов мусульманского вероучения.

Знания в исламе рассматривается как обязанность и достоинство человека. Всю свою жизнь он должен стремиться к науке и познанию. Достаточно вспомнить, что согласно мусульманскому вероучению всякий мусульманин в течение своей жизни должен учиться, так как Аллах приказал учиться. Толкователи мусульманского права подчеркивали необходимость изучения медицины, геометрии, астрономии и других наук. Причем еще с древних времен отмечалось, что кто учился наукам и не применил их на деле, похож на человека, вспахавшего волом землю, но не сеявшего семян. Образование для человека в исламе рассматривается не только как познание ценностей ислама, но главное, образование есть совершенствование человека в плане его добродетели, формирование добропорядочного человека. Образование рассматривается как процесс изучения, усвоения определенных знаний и в тоже время образование есть явление. Основная цель образования в исламе – это формирование нравственной личности, а знание является способом реализации данной цели. Но не все знания и стремления познать приветствуются в исламе. В Сунне существуют слова Пророка в отношении знаний: «Есть четыре порока знания: это хвастовство своими знаниями и ощущение превосходства перед признанными учеными; использование знания в соревновании с дураками; попытки добиться посредством знания благосклонности со стороны вождей».

Реализацию единства разума (знания), души (эмоций) и тела (навыков и умений) в исламе принято называть «адаб». Адаб – это не только результат образования, но и метод познания, с помощью которого обучающиеся актуализируют знания, отношения и виды деятельности. В тюркских языках (балкарском, татарском,

башкирском, турецком) слово «адаб» положительно характеризует человека, его нравственное состояние и поведение. И переводится на русский язык, как добропорядочный человек. Добропорядочный человек (aдабли) – это благо-нравный человек, обладающий хорошим воспитанием и образованием, верующий в Аллаха.

Следовательно, адаб – система определенных действий, направленных на формирование нравственной личности и включает следующие направления:

– формирование определенных знаний;

– воспитание нравственных качеств личности;

– совершенствование правильных норм поведения.

Основными критериями образованного человека в исламе является знания на уровне мудрости и добродетели.

«Адаб без знания все равно, что костер без хвороста. Адаб без знания все равно, что душа без тела»,– гласит арабская пословица. Не было забыто и ремесло в исламе, о котором поэт Саади говорил: «Любимые дети, учитесь какому–нибудь ремеслу, ибо не заслуживает доверия богатство и мирское добро. Если человек, владеющий ремеслом, лишится власти, — не беда, ибо ремесло в его душе – богатство. Куда бы он ни пошел, он всюду встретит уважение, а человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения».

Свой вклад исламский мир в лице своих поэтов, философов, мудрецов внес и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных исламских заведениях первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного характера. «Кто в детстве не получит воспитания, не будет счастья в жизни знать потом; сгибай сырую палочку как хочешь — сухую выпрямишь одним огнем». Ислам в своей методике воспитания подходит к человеку как к божьему

созданию, совершенному и как человеку, который может ошибаться, совершать грех. Добро и зло существует в человеке. Ислам нужен для того, чтобы человек идя по пути ислама, победил в себе зло, справился

со своими ошибками.

Ислам не отнимает у человека права на жизнь, не лишает в его душе желаний, надежды, но подавляет в человеке его дурные желания, страсти, прихоти, показывает ему лучшее, что есть в этом мире, обеспечивает человеку духовное здоровье, делает его добрым и сильным. Ислам всегда учитывает, что человек может ошибаться, поскольку он человек, но дает человеку возможность покаяться перед Аллахом, который примет его покаяние и простит. Ислам не лишает человека мирских радостей, страстей, любви к жизни, удовольствий, он просто помогает человеку обуздать свои животные инстинкты, указывает ему правильную дорогу. Мусульмане верят, что человек по воле Аллаха наместник на земле. В нем есть и зло, и добро, благие дела и дурные поступки. Оптимальное состояние для человека достигается не тогда, когда обеспечивается абсолютное господство добра – это утопия, но когда зло не в состоянии затмить добро, взять верх над ним. Цель мусульманской нравственности – воспитать добропорядочного человека. В основе добропорядочности лежит понятие добра, оказание добра людям. Добро является одним из главных и наиболее объемных понятий в исламской этике. В Коране сказано: «Обещал Аллах тем, которые уверовали и творили доброе – им прощение и великая награда». Следует помнить, что в исламе добрые дела делаются не столько для других, сколько для себя. Добро делают всякому, даже тем, кто его не заслуживает, даже своему врагу. «Чем больше хорошего делаешь врагу, тем добрее становится он»,– писал татарский просветитель К.Насыри. Однако, делая добро людям, не хвались и быстрее забывай об этом. А если вам сделали доброе дело, помни об этом вечно. Ведь тот, кто неблагодарен к людям, неблагодарен и к Аллаху. В Коране сказано, что рекомендуется навещать больных, помогать и желать им выздоровления. А молитвы больных имеют большую силу: тем, кто помогает, прощаются грехи. Делать добро следует «родителям и близким, и сиротам, и беднякам, и соседям, близкому по родству, и соседу чужому, и другу, и путнику». При этом не следует ждать, когда тебя попросят об этом, нужно самому прийти с добром к человеку.

В Священном Коране сказано: «Не в том благочестие, что вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – это кто даёт имущество близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим».

По материалам IslamNews.ru

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.