Тайны мусульманской Одессы

Хаджибей в XVII в.
Руины
Бухарский эмир
План Хаджибея

Официальная история Одессы, написанная во времена господства Российской империи, утверждает, что в 1794 году царица Екатерина ІІ издала рескрипт об основании города. Во исполнение сего распоряжения 2 сентября были забиты первые сваи. Этот день и считается днем рождения морской столицы Украины.

Имперские историки приложили немалые усилия, чтобы вычеркнуть как минимум четыре столетия истории города, в том числе трехсотлетний период, когда Одесса (Хаджибей, Кочубеев) была составной частью Золотой Орды, Крымского ханства и Османской империи.

Первое упоминание о территории, на которой возник будущий город, связано с битвой на Синих Водах (1362). В ходе этого исторического сражения великий князь литовский Ольгерд разгромил войско золотоордынских эмиров Кутлубуга, Хаджибея и Демира (Димитрия). В хронике польского историка Мацея Стрыйковского финал противостояния описывается так: «Не сумев дольше выдержать лобового натиска Литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (по имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге, как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов».

В «Качибеевском соленом озере» несложно узнать нынешний Хаджибеевский лиман. Вполне резонно можно предположить, что имя татарского эмира получил не только лиман, но и населенный пункт, бывший в то время административным центром небольшого улуса, которым правил эмир Хаджибей. Следует отметить, что во время археологических раскопок в Одессе золотоордынская керамика встречалась неоднократно.

После битвы на Синих Водах территория между Днестром и Днепром перешла в зависимость от Великого княжества Литовского. В 20-е годы XV столетия в Кочубееве (так называлась тогда Одесса) князь Витовт возвёл каменный замок. В 1482 году, пользуясь ослаблением власти литовских князей, крымский хан Менгли Гирай совершил поход на Киев, в ходе которого были захвачены причерноморские земли Великого княжества Литовского, в том числе и кочубеевский замок.

Длительное время Крымское ханство и Османская империя не проявляли интереса к восстановлению сооружений города, гораздо больше сил и средств вкладывалось в строительство находившегося неподалеку от Хаджибеягорода-порта Очакова (Озю). Но в середине XVIII столетия Блистательная Порта, ожидая неминуемого военного конфликта с Россией, построила небольшую Хаджибейскую крепость. Рядом с ней возвели складские сооружения, одновременно расширялась и портовая инфраструктура.

В 1766 году Хаджибей под видом купца посетил русский офицер-разведчик Иван Исленьев, который снял план крепости и «новопостроенного на берегу моря турецкого города Гаджибей». На плане Исленьева среди прочих зданий есть мечеть. Она находилась в районе нынешнего Литературного музея. Вероятно, это было небольшое сооружение, учитывая, что мусульманское население города было невелико.

В 1789 году русские войска штурмом овладели крепостью Хаджибей. Большая часть зданий была сразу же уничтожена. Оставшихся в живых жителей города выселили. Здание мечети также было разрушено, но когда и при каких обстоятельства это было сделано, точно не известно.

Спустя 60 лет после взятия Хаджибея в городе, получившем название Одесса, снова возникла мусульманская община. В Одесском областном архиве первые акты регистрации мусульман относятся к 1849 году. 1870 годом датируется сооружение в городе «татарской мечети» (в некоторых документах она называется турецкой). Автором проекта мечети считается выдающийся азербайджанский архитектор Кербалаи Сефихан Карабаги, представитель карабахской архитектурной школы.

До настоящего времени не сохранилось ни здание мечети, ни даже его изображение. Более того, неизвестно даже точное место, где находилась мечеть. По словам старожилов, здание стояло в конце улицы Старопортофранковская. В иллюстрированном путеводителе «Одесса 1900» говорится, что трамвайная «линия огибает кладбище, проходит мимо турецкой мечети и турецкого кладбища». Судя по карте Одессы от 1919 года, мечеть находилась где-то между улицами Водопроводная и Старопортофранковская, сразу же за Первым городским кладбищем, частью которого был «магометанский» сектор. Оно было уничтожено советскими властями в 30-е годы. До настоящего времени сохранились только ворота мусульманского кладбища.

Муллой в одесской мечети в 90-е годы ХІХ века был Ибрагим Адикаев, а после него вплоть до революции 1917 года Сабирзян Сафаров. В те времена при одесской мечети существовал мектеб с мужским и женским отделениями.
В 1893 году мусульмане Одессы торжественно встречали эмира Бухары Сейид Абд ал-Ахад Бахадур-хана, яркую политическую фигуру, известного мецената. Следует отметить, что стараниями бухарского эмира была построена Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, а в Ялте на его деньги была сооружена больница.

Большинство мусульман Одессы были выходцами из Поволжья — татарами и башкирами, но были среди них и крымские татары. В 1892 году в городе проживало около 1 тыс. мусульман. Благодаря семье Калмыковых в разных районах города открыли 16 мясных магазинчиков «халяль».

В течение нескольких десятилетий в одесской прессе гуляла таинственная история о руинах мечети, которая якобы находилась в старой части города, на земле принадлежавшей в ХІХ веке князьям Гагариным. Корнями эта история уходит к тем временам, когда Одесса была центром по организации хаджа в Мекку.

В конце ХІХ и в начале ХХ века в город стекались паломники со всей Российской империи. Организацией хаджа занималось «Общество для перевозки паломников-мусульман». Для паломников в 1908 году в районе Пересыпи была открыта Хаджи-Хана, своего рода караван-сарай для малоимущих. Однако с началом Первой мировой войны отправка паломников в Мекку из Одессы была прекращена.

Долгое время считалось, что во времена активной борьбы с религией в СССР мусульмане были лишены возможности совершать хадж. Но благодаря недавним изысканиям сотрудника Одесского областного архива С. Желяскова удалось пролить свет на ранее неизвестную страницу в истории хаджа. Желясковым были найдены несколько документов под грифом «секретно».

Оказалось, что в 1920-е годы Советская Россия, озабоченная привлечением иностранной валюты, возобновила отправку паломников из одесского порта судами Черноморско-Азовского пароходства. В первую очередь речь шла о мусульманах из Китая, Афганистана и Персии, хотя не исключено, что советские граждане тоже могли оказаться в составе групп, совершающих хадж.

В районе порта, на углу улиц Приморская и Военный спуск, для паломников была организована Хаджи-Хана. Там же находился и молитвенный зал. Вполне вероятно, что именно этот факт повлиял на возникновение легенды о существовании на этом месте старинной мечети, за которую местные жители принимали опустевшие и полуразрушенные в последствии здания Хаджи-Ханы.

Советские власти не афишировали того факта, что на пароходах перевозят паломников, следующих в Мекку. В областном архиве Одессы хранится шифровка, в которой сообщается, что начальник аравийского порта Джидда отметил советский пассажирский пароход «Теодор Нетте» «как лучшее в санитарном отношении судно, предназначенное для перевозки паломников».

В начале 30-х годов ХХ века ближневосточная пароходная линия была закрыта, а вместе с ней была прекращена отправка паломников в Мекку. Оттепель 20-х годов закончилась, начиналась эпоха сталинского террора и репрессий.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.