Вся власть принадлежит Аллаху

Вся власть принадлежит Аллаху
17.12.2008
Оцените статью: 
(175 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Мы, мусульмане, знаем, что Аллах своим знанием объемлет каждую вещь. Он установил законы гравитации и сохранения энергии, закон термодинамики и закон импульса, а также социальные, политические и экономические законы и нравственные принципы.

Сейран АРИФОВ

Общества, нарушающие законы Творца, постигают беды: техногенные и природные катастрофы, бедность и голод, войны и преступность, эпидемии, наркомания, самоубийства, снижение рождаемости, безработица, коррупция, невежество и разруха.

Ислам разделяет законодательную и исполнительную власть. Господь дал человеку разум, знания, возможность мыслить и решать. И в наших интересах наилучшим образом следовать повелениям Всевышнего и религиозным принципам, обеспечивающим благополучие в этом мире. Это и есть задача исполнительной власти, возложенной на человека. «Я поставлю себе на Земле наместника» (Коран, 2:30).

Власть любого руководителя относительна: его решения легитимны и правомочны, если они не противоречат законам, установленным Всевышним. Означает ли это, что есть два вида исламских правовых норм: законы, ясно и однозначно ниспосланные Аллахом для руководства человеку, и нормы, сформулированные самими людьми? Да, именно так.

Климат, менталитет, культура, экономические факторы — все это влияет на жизнь общества. Творец, обладающий абсолютным знанием, не только ниспослал законы и наставления, но также дал человеку разум для того, чтобы он, руководствуясь этими законами, имел свободу выбора.

Таким образом, в компетенции правителя или руководящего органа (халифа или шуры) заниматься проблемами политики, экономики и социального устройства, войны и мира, науки и образования, промышленности, ресурсов, налогов, судопроизводства и прочих вопросов. Однако, политические решения или законы, которые могут быть приняты ими, обусловлены: они не должны противоречить Корану и Сунне.

Из сферы полномочий правителя исключаются вопросы, однозначное решение которых дано нам Аллахом, и то, что определяется как сокровенное, то есть имеет отношение к доктрине Ислама, обрядам поклонения и ритуалам.

Например, правитель не может сделать дозволенным алкоголь или разрешить интимные отношения вне брака. Он не вправе отменить обязательность молитвы или перенести предписанный пост в священном месяце Рамадан на другое время, скажем, период отпусков.

Нельзя сократить молитву под предлогом экономической выгоды или заключить с захватчиками договор, по которому им уступается хоть пядь мусульманской земли.

В целом политика руководителя может быть довольно гибкой, главное, чтобы он руководствовался смыслом, целями и принципами, установленными Шариатом. Обычно знатоки исламского права определяют эти цели и принципы как пять основных интересов, которые обязан защищать и утверждать руководитель мусульман: вера и религия, жизнь, разум, честь и достоинство, а также имущество и собственность.

Все законы, установленные Кораном и достоверной Сунной, служат этим пяти интересам. Важно отметить, что в этом случае речь не идет о защите интересов определенной группы людей — это интересы всего человечества, это те основы, которые человек обязан поддерживать как наместник Аллаха на земле.

Конечно, немаловажен вопрос условий легитимности руководителя исламского государства. Можно выделить несколько основных условий, и первое из них — правитель должен быть мусульманином: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран, 4:59).

Второе условие — правитель должен быть мужчиной. Все пророки были мужчинами, и их наместники, то есть халифы, были мужчинами: «И до тебя Мы направляли [посланниками] с откровением только [смертных] мужей из их же селений» (Коран, 12:109).

Дабы не возник вопрос о половой дискриминации, скажу, что здесь речь идет в первую очередь о высшей религиозной и политической власти, которую Аллах возложил на мужчин как обязанность, бремя, а не подарил как почетное звание. Причиной тому психологические и физиологические особенности сильной части человечества.

Третье условие — благочестие и богобоязненность правителя, бесстрашие и мужество, строгость и справедливость в соблюдении законов Аллаха.

Четвертое условие — профессионализм, необходимые религиозные и специальные знания.

Правитель обязан руководствоваться интересами народа, которые Шариат подразделяет на три категории.

Первая категория — это запрещенные, в силу их вреда для человека и общества, интересы и выгоды, например, продажа алкоголя или процентная банковская система, открытие игровых азартных заведений, разрешение телевизионных программ аморального содержания, предписание нарушения поста или сокращения молитвы для повышения производительности труда — все это может быть обосновано тем или иным экономическим интересом.

Признание права захватчика на землю, по причине якобы политической необходимости или уравнивание доли наследства мужчины и женщины под предлогом их равенства; ограничение рождаемости, запрет на многоженство и т. д. также являются запрещенными — все это незаконно, поскольку противоречит шариату Аллаха.

Вторая категория — это обязательные интересы, то есть все, что приказано исполнять в силу его пользы для человека и общества, например, предписание молитвы и поста, развитие наук и образования, сельского хозяйства и промышленности, торговли, защита экологии и развития медицины, укрепление обороноспособности, поддержка института семьи, постройка дорог, а также то, что следует запрещать в силу его вреда: риба (проценты), алкоголь и наркотики, проституция и воровство, азартные игры.

Как видим, все это не равно по своей значимости для интересов страны и народа, поэтому руководство должно стремиться к принятию наиболее целенаправленных, приоритетных и полезных решений. Если эти интересы упомянуты в Коране, руководитель обязан их защищать, но то, как наилучшим образом это сделать, во многом зависит от конкретных обстоятельств.

Третья категория — интересы, не упомянутые ни в Коране, ни в Сунне. В этом случае необходимо принимать решения, руководствуясь общими принципами исламского законодательства, ниспосланными Всевышним Творцом и наставлениями Посланника (мир ему и благословение): защитой религии, жизни, разума, чести и имущества.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Запрещено все, что вредит тебе и другому»; «Лучше избежать вреда, чем получить пользу»; «Из двух зол выбирается меньшее»; «Со злом следует бороться тем, что не приведет к большому злу» и т. д.

Таких принципов, разработанных на основе Корана и Сунны, несколько десятков. И важно помнить, что все, что не запрещено, является дозволенным — доказан должен быть именно запрет, а не разрешение, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал: «Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле» (Коран, 2:29); «Ведь [Аллах] разъяснил вам, что Он запретил вам» (Коран, 6:119).

Наиболее глубоко эту тему рассмотрели такие великие исламские правоведы и ученые, как имам Шатиби и имам Иззуддин Абдуссалям, и желающий детально разобраться в этих вопросах, может обратиться к их работам в этой области.

Ахмад Ибн Ханбал подчеркивал: «В отношении актов поклонения следует руководствоваться принципом ограничения, то есть ничто не может быть объявлено дозволенным, кроме того, что узаконил Сам Творец. Когда же речь заходит о жизненном укладе, в силу вступает принцип изначальной дозволенности, поскольку в этой сфере ничто не может быть ограничено, за исключением того, что запретил Сам Аллах».

В свою очередь, шейх Юсуф Кардави говорит: «Основой всего является дозволенность, не только в вещах, но также в действиях. Исключением являются лишь обряды поклонения».

Усердие ученого, юриста, судьи и правителя в вынесении правовых предписаний и решение религиозных вопросов называется иджтихадом.

Ученый, занимающийся иджтихадом, может не иметь властных полномочий, но руководитель, принимая то или иное решение, даже если по нему не будет полного согласия всех ученых, имеет власть добиться его исполнения. Это и отличает иджтихад ученого и муфтия, не имеющих властных полномочий, от иджтихада судьи или халифа, наделенных реальной государственной властью.

По материалам газеты «Арраид»

Продолжение следует

Ccылки по теме:

Проблема понимания религии (часть 1)

Проблема понимания религии (часть 2)

Понимание религии. Вторая основа — источники Ислама (часть 3)

Понимание религии. Источники не являющиеся доводами Шариата (часть 4)

Понимание религии: отстранение от суеверий (часть 5)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.