Взгляд на историю мусульман и мира

1
Прийдя на новые территории, мусульмане не насаждали своих национальных традиций или культурных особенностей среди новых мусульманских народов.
23.10.2009
Оцените статью: 
(119 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Есть общие законы человеческой истории, существуют и специальные законы, регулирующие жизнь мировой мусульманской уммы. И те, и другие установлены Создателем мира и жизни на земле — Аллахом. «И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей, вам же примером был бы Посланник...» (Коран, 2:143). То есть любое отступление от выполнения своей исторической мировой миссии приводит к неизбежным результатам, и один из них — лишение мусульманской общины милости Аллаха и Его помощи, различные наказания и беды в этом мире и мире будущем.

«Неужели они не странствовали по земле и не видели, каков был исход тех, кто жил до них? Они превосходили их мощью, они пахали землю и возделывали ее лучше, чем это делали [мекканские многобожники]. К ним явились посланники с ясными знамениями. Аллах не собирался поступать с ними несправедливо, это сами они несправедливы по отношению к себе. Для тех, кто творил зло, исход был плохим в наказание за то, что они отвергали знамения Аллаха и глумились над ними. Аллах создает творение первично, затем повторяет его, а уж затем вы будете возвращены к Нему. И в тот день, когда настанет [Судный] час, грешники будут в отчаянии. И не заступится за них никто из тех, кому они поклонялись наряду с Аллахом, и они перестанут верить в них (то есть идолов). В тот день, когда настанет [Судный] час, [верующие и неверные] разойдутся [в разные стороны]. Что до тех, которые уверовали и творили добрые деяния, то они будут облагодетельствованы в райском саду. Что же до тех, которые не уверовали и отвергли Наши знамения и то, что предстанут перед Нами, то они будут подвергнуты наказанию» (Коран, 30:9—16).

Эти аяты учат принципу истории, философии истории. Мусульмане должны понять эти принципы, чтобы разобраться в своем прошлом и настоящем, подготовить и прогнозировать свое будущее с ясным знанием этих законов. К сожалению, история Ислама и мусульман, как ни странно, пока не была написана, и причин тому несколько. Во-первых, мусульмане с древности писали по большей части не историю, а сборники сведений, сообщений, происшествий и событий. Во-вторых, европейцы, писавшие историю Ислама и мусульман, делали это предвзято, враждебно и необъективно.

В-третьих, мало кто использовал философию истории (либо по не знанию последней, либо из-за неприязни к европейским наукам), хотя тот же Ибн Хальдун опередил европейцев в изучении, определении и выведении законов истории и ее принципов. Но, как говорится, нет пророка в своем отечестве — Ибн Хальдун не был востребован в полной мере; изучение его трудов и мыслей было академическими, не перейдя из стадии теории к стадии практики. А мусульманские правители были больше заняты междоусобицами, интригами, удовлетворяя собственную страсть к роскоши. К чему это привело исламский мир, все мусульмане прекрасно знают, но, похоже, не учатся на истории.

В-четвертых, исламская история очень сильно пострадала вследствие пристрастности мусульманских историков. Сложно найти книги по истории Ислама и мусульманских государств, которые можно было бы читать без оглядки на племенную, этническую, идеологическую, мазхабную, династическую или служебную принадлежность автора.

Какую концепцию понимания истории Ислама мы предлагаем? Она строится на нескольких основах. Во-первых, это понимание философии исламской истории и мировой миссии мусульман. Да, ни больше, ни меньше. Есть общие законы человеческой истории, существуют и специальные законы, регулирующие жизнь мировой мусульманской уммы. И те, и другие установлены Создателем мира и жизни на земле — Аллахом.

«И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей, вам же примером был бы Посланник...» (Коран, 2:143). То есть любое отступление от выполнения своей исторической мировой миссии приводит к неизбежным результатам, и один из них — лишение мусульманской общины милости Аллаха и Его помощи, различные наказания и беды в этом мире и мире будущем.

«Добавление [месяца к запретным] только увеличивает неверие. От этого те, которые не веруют, сбиваются [с пути Аллаха]. Они в один год считают дозволенным прибавление месяца, в другой год объявляют запретным, чтобы уравнять количество [месяцев], которые Аллах сделал запретными. Таким образом, они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах. Их злые деяния кажутся им добрыми, но Аллах не ведет прямым путем неверных. О вы, которые уверовали! Что с вами? Когда вас призывают: «Выступайте [на борьбу] за дело Аллаха», — вы словно прирастаете к земле. Неужели вы предпочитаете жизнь в этом мире жизни в мире будущем? Ведь наслаждение жизнью в этом мире по сравнению с будущим ничтожно» (Коран, 9:37—38).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О люди, Аллах говорит вам: Приказывайте благое и запрещайте нечестивое, иначе придет время, и вы обратитесь ко Мне с мольбой, а Я не отвечу вам, попросите Меня о чем-то, а Я не дам вам этого, будете нуждаться в победе, но Я не дам вам ее».

Наши праведные предки прекрасно понимали это. Их объединяла общая историческая судьба, которая означала общую задачу и общую цель в этой жизни. Каждый, от полководца до простого солдата, понимал это. Посмотрите, как обычный солдат Рубаи ибн Амир говорит полководцу персов Рустуму о цели войска мусульман: «Аллах послал нас, чтобы освободить, кого Он пожелает, из рабства других людей и привести их к рабству перед одним Аллахом; чтобы вывести их из тесноты этой жизни к широте мира будущего, избавить их от деспотизма религий и дать справедливость Ислама».

Тогда Рустум, который не смог вести переговоры с этим человеком, попросил другого переговорщика, надеясь, что сможет договориться с ним. Ему прислали Мугира ибн Шуаба. Рустум предложил ему огромные богатства и обещал дары каждому мусульманскому воину. На что Мугира ответил: «Мы пришли к вам по приказу нашего Господа, ведем борьбу на Его пути, исполняем Его повеления и стремимся к Его обещанию. Мы призываем вас к Исламу и его закону. Если примете, оставим вас и уйдем, передав вам книгу Аллаха, а если откажетесь — либо откуп, либо война. Иначе, знайте, что Аллах отдал нам в наследство ваши земли, богатства и потомство. Примите наш совет, и клянусь, что принятие вами Ислама дороже для нас и любимее, чем трофеи и ваши богатства» (Ат-Табари).

Так же, как Пророк (мир ему и благословение) смиренно опустив голову, въезжал в освобожденную от идолов Мекку, мусульмане входили в освобожденные от деспотов и угнетателей страны.

«Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему и проси у Него прощения, ибо Он — прощающий» (Коран, 110).

Великая миссия требует соответствующего воспитания — воспитания качеств, которые позволят ее выполнить. Именно благодаря такому воспитанию мусульмане смогли добиться всех своих успехов. Так, веря в свою миссию и обладая необходимыми качествами, воспитанные на примере пророка Мухаммада (мир ему и благословение) мусульмане стали лучшей из общин.

«Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха» (Коран, 3:110).

Стратегия распространения Ислама

Первый этап — призыв руководителей государств и лидеров народов следовать Исламу и очистить свои народы от ложных учений и язычества, греха и нечестия. После того, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение) укрепил государство Ислама на Аравийском полуострове, освободив его от идолопоклонничества, а также заключил перемирие с курайшитами, стало возможным обратиться с призывом за пределы земель арабов. Начиная с 6 года хиджры, посланник Аллаха (мир ему и благословение) регулярно отправлял послания к правителям и царям тогдашних государств, в которых призывал их к Исламу и единобожию.

В переписке между Мунзиром ибн Савва, правителем Бахрейна и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) мы находим: «О посланник Аллаха, я прочитал твое письмо к людям Бахрейна. Среди них есть те, кому понравился Ислам, и, восхитившись им, они приняли его; есть и те, кому это не понравилось. В моей земле живут иудеи и огнепоклонники-персы. Что ты скажешь об этом?»

На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. От Мухаммада, посланника Аллаха, Мунзиру ибн Савва. Мир тебе! Я благодарю Аллаха, кроме которого нет бога, и свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха. Я напоминаю тебе об Аллахе Всевышнем и Величайшем. Воистину, тот, кто дает наставление, наставляет самого себя. Тот, кто слушает моих посланцев, тот слушает меня, кто подчиняется моим посланцам и следует их указаниям, тот следует моим указаниям. И мои посланцы очень хорошо о тебе отозвались. Поэтому я оставляю тебя правителем и подтверждаю твои полномочия. Принимаю мусульман и то, с чем они приняли Ислам, прощаю совершившим преступление и принимаю их раскаяние. И ты, пока достойно и хорошо правишь там, не будешь снят с твоей работы. А с тех, кто остался иудеем или огнепоклонником, возьми налог за охрану и безопасность».

Этим же путем следовали и праведные халифы, которые правили после пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Вторым этапом был военный джихад с целью противостояния силам зла и неверия, которые пытались уничтожить Ислам или препятствовать его распространению среди народов. И при зарождении Ислама, и сегодня — всегда есть люди, не принимающие диалога или мира с мусульманами на принципах добрососедства.

Джихад такого рода применяется и для устранения препятствий, мешающих народам увидеть свет Ислама и его истину. И нередко именно этот этап приходил за первым, так как мало кто из правителей соглашался предоставить своему народу выбор или хотя бы разрешить простое ознакомление с Исламом. Известно, что с правителями Эфиопии и Бахрейна, не препятствовавшими своим народам в выборе веры, Пророк (мир ему и благословение) заключил вечный мир, признав их права. Те же, кто присвоил себе право запрещать своим народам свободный выбор веры, как например правители Персии или Византии, стали врагами мусульман.

Для выполнения этой задачи, посланник Аллаха подготовил великих полководцев и военачальников, имена которых хорошо известны мусульманам. Например, Халид ибн Валид, Саад ибн аби Ваккас, Абу Убейда ибн Джаррах и другие. Но, конечно, они не сделали бы ничего, если бы с ними не было преданных воинов, воспитанных Кораном и верой в Аллаха. Целью достигнутых ими побед при Ярмуке, Кадессии, Нахаванде, Аджнадейне и прочих была не слава, завоевания или богатства, но утверждение истины и уничтожение лжи.

Третий этап распространения Ислама — очищение народов от заблуждений и дальнейшее их воспитание в Исламе.

Когда мусульмане освобождали народы от нечестивых правителей, то начинали с того, что перекрывали источники порчи и заблуждений, ликвидировали политическое бесправие, социальную несправедливость, экономическое угнетение и религиозный деспотизм. Затем, мусульмане закладывали основы исламской культуры и цивилизации, возводя мечети и строя школы — то есть все то, что является средством для борьбы с ложными идеями и безнравственностью и служит распространению правильных знаний и духовного развития. Это и было самым важным, долгим и сложным периодом, на котором, в принципе, и заканчивалась стратегическая работа на новой территории. На этом этапе люди очищались от негативного наследия прошлого: ложных учений, грехов, плохих традиций и обычаев. Все это заменялось исламской нравственностью, ценностями и традициями, соответствующими божественной воле. Естественно, обычаи и традиции, не противоречащие Исламу, никем не запрещались. Прийдя на новые территории, мусульмане не насаждали своих национальных традиций или культурных особенностей среди новых мусульманских народов.

Для выполнения этой миссии посланник Аллаха (мир ему и благословение) подготовил соответствующих людей. Мусульманская армия всегда состояла из двух частей: тех, кто вел «военный джихад», и тех, кто отвечал за «воспитательный джихад». Последние были более многочисленны и стратегически приоритетны, поскольку воспитание людей и очищение народов от неверия и язычества и есть сама цель джихада. Из полководцев воспитательного джихада можно вспомнить Абдуллаха ибн Масуда и Абу Мусу Ашари в Ираке, Муаза ибн Джабаля и Абу Дарду в Шаме, Абдуллаха ибн Амра ибн Асса в Египте и других.

На этом этапе новые мусульманские народы знакомились с основами Ислама и его законами, перестраивали свою жизнь на новый лад и воспитывались в исламском духе.

Конечно, кто-то может удивиться легкости, с которой десятки народов в короткий срок принимали Ислам, как только освобождались от гнета своих правителей и элиты. Нередко по причине невежества, а чаще из фанатизма, все списывают на силовое принуждение, но это явная ложь, которая даже не заслуживает обсуждения.

(Продолжение следует)

Сейран АРИФОВ

По материалам газеты «Арраид»

Ссылки на тему:

Разногласия в исламе. Терминология и религиозные понятия

Разногласия в исламе. Из основ понимания религии

«Мазхабизм», иджтихад, таклид. Из основ понимания религии

Важность следования мнению ученых. Из основ понимания религии

Вся власть принадлежит Аллаху

Понимание религии: отстранение от суеверий

Понимание религии. Источники не являющиеся доводами Шариата

Понимание религии. Вторая основа — источники Ислама

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.