«Крымские пейзажи» Али Мухаммеда в Киеве

«Крымские пейзажи» Али Мухаммеда в Киеве
02.04.2013
Оцените статью: 
(502 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

В Киеве проходит выставка известного художника-акварелиста Али Мухаммеда (Каленчука Олега Петровича). В Доме ученых по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, 45-а, эти потрясающие работы можно не только посмотреть «вживую», но и приобрести. Прерванная (из-за графика работы Дома Ученых в зимние праздники) выставка вновь откроет свои двери 11 января и продлится до 15 января. Вход свободный.

Олег Петрович родился в 1954 году в Симферополе, где позже учился в детской художественной школе. После ее окончания он учился у разных учителей, но в основном совершенствование техники происходило путем работы над собой. Не оставлял он и духовный поиск; настоящий расцвет его творчества совпал с принятием Ислама в 1994 году. Именно тогда он начал подписывать свои работы именем Али Мухаммед.


Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. И только очень немногие художники-акварелисты смогли добиться четкости и детализации акварельного изображения, не прибегая к использованию других средств (например, гуаши) для прорисовки контуров и мелких деталей.


Именно эту технику, довольно сложную в исполнении и требующую четких выверенных движений, Али Мухаммед избрал в качестве основной. Сам он объясняет свой выбор так: «…гуашь, масло предполагают использования белил. Можно перекрыть, исправить неудачный участок картины, потом на этом месте нарисовать что-то другое. В акварели такого нет. Здесь сразу нужно нарисовать точно, четко, без ошибок, на одном дыхании. Многие художники из-за этого не любят акварель, считают ее трудоемкой.



На самом деле, хорошей акварелью и на хорошей бумаге можно вывести тончайшие линии. Конечно, одними качественными материалами здесь не обойтись — за годы практики вырабатывается довольно острое чувство необходимой дозировки красок. Хотя иногда я работаю и другими красками, преимущественно гуашью».



Для своей многослойной акварельной живописи с потрясающей прорисовкой Али использует самые дорогие сорта бумаги, изготовленной из хлопка (Франция, Англия, Индия), так как акварель на такой основе не выцветает, а полотно сохраняется лучше, чем у современной живописи маслом.


Али Мухаммед неоднократно принимал участие в «Биеннале камерной акварели Крыма», проводимом Симферопольским художественным музеем; его работы выставлялись в Симферополе, Москве, Киеве…


Художник не только воспевает величие Творца через передачу красоты Его творений, но и доносит истинные знания об Исламе посетителям своих выставок. От вопросов о его приходе в Ислам и об основах этой религии мало кто воздерживается.


- Как обычно реагируют посетители выставок на художника-мусульманина?



- Равнодушно такой факт мало кто воспринимает. В основном расспрашивают, почему, что побудило, другие вопросы задают.


Вообще, расспрашивают многие, но вот толковые вопросы задают единицы. В основном же люди пытаются опробовать на мне расхожие клише о мусульманах и Исламе, не очень интересуясь сутью вопроса. Конечно, есть и не вполне адекватные люди, но по воле Всевышнего, тот, кто ищет верный путь и искренен в этом, непременно его найдет и, в конце-концов, поймет свои заблуждения.


У нас ведь большинство людей, по своей сути, — атеисты, даже, если они дважды в год ходят в места поклонения и носят на себе определенную религиозную атрибутику. Они делают вышеперечисленное скорее по инерции, не задумываясь о смысле этого и тех обязанностях, которые на человека при этом налагаются. И главная из этих обязанностей — быть покорным Всевышнему и не преступать Его законы и запреты.



Слава Богу, с течением времени становится все больше людей, которые пришли к вере в Бога и обрядам поклонения Ему осознанно - в результате духовного поиска и работы над собой.



- А много ли мусульман бывает на Ваших выставках, в общем потоке посетителей?



- К сожалению, не очень много. И я не знаю, почему так мало наши единоверцы здесь интересуются искусством; я думаю, это прискорбно. Мусульманин должен быть всесторонне развитой личностью. И я всегда рад пообщаться со своими братьями и сестрами по вере, и, конечно, приятно знать, что мои картины будут украшать их дом.


- У Вас очень детализированные образы. Как Ваши пейзажи выходят столь реалистичными?


- Я живу в этих пейзажах, пока над ними работаю, причем буквально: беру летом рисовальные принадлежности, минимум личных вещей, и отправляюсь в разные живописные места Крыма подальше от отдыхающих курортников. Даже палатку не беру, лишь маленький тент от дождя. Климат у нас хороший, дожди бывают редко. Располагаюсь прямо под открытым небом подальше от населенных пунктов и туристических троп… Ну и там уже рисую с натуры.


Иногда я все же рисую либо по какой-то картинке, либо - по памяти. Например, ряд зарисовок сделал здесь, в Киеве, просто сидя в выставочном зале. А некоторые даже в нескольких вариантах. Например, вот эту (см. фото №3) я нарисовал по памяти, а вот эта - то же место, только уже по фотографии (см. фото №4). И я даже не знаю, какая из них мне нравится больше. Вторая, конечно, четче — выступы горы по памяти рисовать несподручно — но первая, все-таки, светлее и наличие прохода в центре радует глаз.


- Хотели бы себя попробовать в каких-то новых стилях, техниках?


- В данный момент я потихоньку начинаю работать с маслом, хотя, конечно, это не значит, что я прекращаю работу с акварелью. Она была и останется основным направлением. Однако, ниша масляной живописи в моем творчестве не занята, и я буду стараться потихоньку ее заполнять.


- А хорошо ли смотрится масляная живопись рядом с акварельной, или все-таки между ними есть резкий контраст?


- Это условно, на самом деле, и очень зависит от техники. Вот, например, эти две картины слева - мечеть и башня, написаны маслом, но они достаточно легкие и воздушные, и от соседних акварелей визуально отличаются не сильно. (см. фото №5)


А вот эти цветы, к примеру, написаны акварелью, хотя сочность и интенсивность цвета скорее на масло похожи… Так что это все весьма относительно и зависит от того, какой вид хочет придать полотну художник. (см. фото №6)



- Вы - отец двоих дочерей. Они не пытаются пойти по Вашим стопам, не стремятся заняться живописью?


- О, еще как! Я их с собой беру иногда, и они тоже пытаются что-то рисовать. Конечно, рисунки детские и простые, однако постепенно, через множество проб и ошибок у них вырабатывается техника работы, количество переходит в качество, можно даже сказать - проявляется свой стиль. Однако, я считаю, что все-таки для женщины это трудно — вести своего рода «кочевой образ жизни» в поисках красивого пейзажа, ходить по горам и спать под открытым небом.


Поэтому я стараюсь перенаправить их созидательные порывы в более подходящее для женщины русло - декоративно-прикладное. Они и вышивают, и бисером плетут, и мастерят различные поделки для создания домашнего уюта… И знаете, они как-то на одной из моих выставок дали свои работы, ну и сами вертелись рядом, пока я с покупателями общался... и люди их работы охотно покупали. Значит, все-таки что-то интересное в этом творчестве люди для себя находят, несмотря на их юный возраст: одна - в 3, вторая - в 5 классе.


- Выбираете ли Вы работы в зависимости от региона, куда едете с выставкой? Влияет ли регион обитания на восприятие и предпочтения людей?


- Несомненно, влияет, хотя единственным критерием отбора своих работ для выставки для меня является качество. Я всегда выбираю лучшие и уже их везу. Никогда не приходилось выбирать по содержанию, чтобы было более понятно представителям того или иного региона: у нас, на постсоветском пространстве Восточной Европы, Крым практически все знают, видели; многие, хотя бы раз, в Крыму бывали. Поэтому, нет нужды отбирать работы по содержанию, так как всем эти пейзажи знакомы и понятны. Конечно, где-нибудь в Африке, нужны были бы пояснения, что в этом особенного и почему растительность такая странная, так как у них своё «близкое и понятное». А на постсоветском пространстве тема Крыма близка многим.


Интервью провела Татьяна Сертап

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.