Творчество крымскотатарских художников в контексте современного исламского искусства Восточной Европы

Творчество крымскотатарских художников в контексте современного исламского искусства Восточной Европы
Творчество крымскотатарских художников в контексте современного исламского искусства Восточной Европы
07.05.2008
Оцените статью: 
(117 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

В московском издательстве "Прогресс-Традиция" вышла в свет новая книга доктора искусствоведения, профессора польского Университета имени Николая Коперника Светланы Червонной, которая известна своими исследованиями по истории крымскотатарского национального движения, книгами "Тюркский мир Юго-Восточной Европы: Крым - Северный Кавказ", "Мустафа - сын Крыма", а также публицистическими статьями.

Новая книга называется "Современное исламское искусство народов России", при этом условное обозначение "Россия" соответствует здесь географическому ареалу бывшей Российской империи, то есть гигантским просторам Евразии, богатой яркими очагами исламской культуры (от Сибири, Урала и Волги до Крыма, от Средней Азии и Кавказа до районов проживания литовских татар в нынешних Польше, Литве и Белоруссии).

Мусульманские народы этого огромного мира и их земли в разные исторические периоды стали объектами российской экспансии, далеко простиравшейся на европейский юг, запад и на азиатский восток. В новых независимых государствах, освободившихся от коммунистической диктатуры, эти народы переживают в конце XIX - начале XX века свой высокий и сложный "мусульманский Ренессанс", частью которого является современное искусство, содержащее как традиционные, так и новаторские концепции в архитектуре (в конструкции и дизайне мечети, в мемориальных ансамблях), в живописи, в пластике (резьбе по камню и дереву), в графике, в которой возрождаются своеобразные формы каллиграфической тугры, татарского шамаиля, изображений родословного древа ("шаджара / шежере") и другие оригинальные виды и жанры рисунка и эстампа.

Капитальное исследование на 543 страницах включает обширную библиографию 546 названий на нескольких языках и имеющий самостоятельную ценность для всех, кто интересуется культурой ислама, словарь важнейших терминов исламского вероучения и искусства.

Впервые в искусствоведческой литературе в этой книге исследуются такие проблемные блоки, как интерпретация исламской мифологии, воплощение норм и идеалов мусульманской этики в новейшем изобразительном искусстве, движение художественного авангарда, проникнутого тюрко-исламской романтикой (группа "Чингизхан"), и его место в постмодернистской культуре, ангажированный характер и политический пафос произведений, выражающих идеалы национально-освободительной борьбы и горькую историческую память народов, подвергнутых в России дискриминации, депортациям, геноциду.

В монографии С.М. Червонной значительное место занимает как художественное наследие мусульманского, татарского Крыма (крымскотатарская эпиграфика, история сооружения мечетей в южнобережном, горном и степном Крыму, процессы культурной модернизации, связанные с движением джадидизма и кардинально менявшие характер национальной художественной культуры крымских татар), так и творчество современных татарских художников. Крупным планом выделены здесь работы Рамазана Усеинова и Асана Бараша, глубокий профессиональный анализ которых приводит к выводам о значительной ценности того творческого вклада, какой вносят эти мастера в современное искусство исламского мира.

Автор опирается на широкий круг источников и литературы, включая классические и новейшие труды в области истории, этнографии, тюркологии, исламоведения, в том числе публикации Османа Акчокраклы, Исмета Заатова, Исмаила Керимова, Сагита Фаисова и других.

Обложку книги украшает репродукция картины Р.Усеинова "Золотая кукушка".

По материалам Меджлис.орг

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.