Фразу, вынесенную в заголовок, я услышала в метро. Две женщины весьма эмоционально обсуждали увиденное ими на одной из станций: словно сошедшему с экранной картинки фильма о бандитах
Её собеседница саркастично ей советовала: «Ну и дальше давай, отнимай грошики у семьи, пусть эти жируют! Сколько я тебе говорила — эти волонтеры только себе карманы набивают благодаря таким, как ты, лохам…». Первая же пассажирка со слезами на глазах — и словно оправдываясь, возразила: «Ну, а как узнать, вдруг действительно — волонтер, а я
Перекрикивая друг друга, жестикулируя, приводя многочисленные примеры не только деятельности лжеволонтеров, но и афер с собранными средствами, ссылаясь на публикации в СМИ, новости по ТВ, убеждали друг друга в ненужности, нелепости и глупости милосердия… После недолгого всплеска эмоций вагон
Убеждена, не у одной меня возникают вопросы по поводу деятельности псевдоблаготворителей, бригад собирателей средств «на АТО», «на госпиталь», «на эвакуированный детский дом». Не одна я подозреваю, что милиционеры, с которыми покровительственно, как с зависимым в том же метро здоровается очередной «квазиволонтер», получают свою долю. Не у одной меня появляется чувство брезгливого недоумения, когда уже не организованные в преступную шайку попрошаек «лжеволонтеры», а бестолковые лоботрясы на улицах под предлогом благого дела сшибают с прохожих деньги, а потом просаживают их в
И я подумала — прав тот попутчик в метро, назвавший таких «посланцами сатаны». Лжеволонтеры не просто манипулируют нашим желанием помочь и армии, и вынужденным переселенцам, а дискредитируют само понятие благотворительности, ожесточают души и убивают в людях способность сострадать. Они, эти люди (а скорее — нѐлюди), заставляют разочаровываться в существовании общечеловеческих ценностей. Мы начинаем сомневаться в правильности того, чему учат практически все мировые религии. Ислам предписывает быть милосердным — «Будьте милостивы к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто на небе»… Евангелие учит любви и милосердию: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5, 42). Но как быть, когда любовь к ближнему, милосердие — этими же ближними, глумящимися над ними, и обесцениваются? Нужно ли и можно ли пускать сомнения в свой разум и душу, надо ли останавливать свой порыв — поделиться хоть долей того, что имеешь? Как поступать? Проходить мимо или все же пожертвовать хоть
Практически все мировые религии объединяет общее в подходе к морали и нравственности — и милосердие, помощь ближнему абсолютно во всех священных текстах описываются, как благие деяния — но когда сомнения останавливают нашу руку с подаянием просящему, не совершаем ли мы больший грех, чем тот, кто в нас эти сомнения вполне обоснованно посеял?
Что же думают священнослужители того или иного вероучения о лжеволонтерах? Как посоветуют поступать в случае сомнений? В частности мы обратились к представителям мусульманских и христианских религиозных организаций, общественным деятелям.
Шейх Саид Исмагилов, муфтий Духовного Управления мусульман Украины (ДУМУ) «УММА»:
«По той информации, которой обладаю я, весь этот «собирательский» псевдоволонтерский бизнес построен очень хитро: там действительно
В любом случае такой собирательный бизнес существует лишь до тех пор, пока им (лжеволонтерам, паразитирующим на милосердии — ред.)
С точки же зрения ислама благотворительность — это великое духовное служение. Человек, который спасает других людей или помогает нуждающимся — очищает свою душу от тяжести грехов. И чем сильнее нуждается адресат помощи, тем больше награда от Господа для жертвующего. Самое главное — это помогать действительно нуждающимся, а не стать объектом мошенничества», — сказал муфтий.
То, что помогать необходимо, подчеркивает и православный священнослужитель — и тоже акцентирует внимание на том, что наша помощь должна оказываться тем, кому она действительно необходима.
Священник Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), отец Богдан (Тимошенко):
«Коротко скажу одно: если у вас есть выбор — кому и как оказывать помошь, то мы должны включить свой разум и анализировать, что окажется более полезным. Разум и знание подсказывают, что деньги, опущенные в коробок встреченному на улице «волонтеру», совсем не означает, что вы
Как рассказал Георгий Тука, председатель правления общественного объединения «Народный Тыл», в сюжете телеканала «Украина», преимущественное большинство тех, кто собирает деньги на улицах, на перекрестках дорог для нужд армии либо тяжелобольных, являются элементарными мошенниками, поэтому настоящие волонтеры предлагают бороться с таким явлением полным «игнором». Георгий Тука считает самым страшным то, что подобные «волонтеры» подрывает доверие общества к настоящим волонтерам, а действительно нуждающиеся люди перестают верить, что им смогут помочь благотворители.
Поскольку по документам к лжеволонтерам практически не подкопаться, их рекомендуют «морить голодом».
В заключение я подумала вот о чем — дело, наверное, не только в тех, кто пытается нажиться на нашем стремлении помочь. Но и в нас — нам иногда проще опустить в коробок просящего купюру или бросить монетку и тем успокоить свою совесть. Эту мысль в беседе высказала журналист Татьяна Евлоева: «В основном, на мой взгляд, проблема не столько в лжеволонтерах, а в нашем всенародном стремлении к «халяве». Человеку хочется казаться перед самим собой лучше, чем он есть на самом деле, и при этом не особенно напрягаться. Ему легче откупиться, сделать некий символичный жест, дав
И об этом мы обязательно поговорим в следующий раз.
Ольга Юрченко