Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате

Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Правители старались придерживаться божественных законов в своей политике
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Все лечение осуществлялось за счет государства
Ammar AI-Mawsilli
Врачи изобретали новые лекарства и методы лечения, вдохновленные высказыванием Посланника Аллаха
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
В больницы приходили все больные без исключения, бедные и богатые
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Иллюстрация, изображающая Ибн Сина между Галеном и Гиппократом, из латинского перевода «Канона» издания 1523 г.
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Памятник Ибн Сине в Анкаре, Турция
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Ammar AI-Mawsilli
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
Понятие «больница» впервые появилось в средневековом Халифате
17.09.2015
Оцените статью: 
(825 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

1000 лет назад исламское государство было центром цивилизации и процветания, все мечтали жить и учиться там. Этому немало способствовало невиданное развитие наук и искусств. Да и бесплатная медицина, бесплатное лекарственное обеспечение, и само понятие «больница» впервые появились не в Европе, а в средневековом Халифате. Первые больницы были построены в Дамаске при халифе Валиде ибн Абдульмалике в начале 8 века. Больницы назывались «бимаристан», от персидских слов: «бимар» — больной и «стан» — место.

Когда в Европе прокаженных сжигали на кострах, мусульманский правитель назначал пенсии для больных проказой, слепых и калек. До этого люди приглашали врачей на дом, и такого понятия как больница не существовало вовсе, так же как и не существовало государственных пособий для инвалидов.

В 9 веке халиф Харун ар-Рашид открыл еще пять больниц в Багдаде, после чего они начали строиться по всему Халифату.
В 878 году губернатор Египта Ахмад ибн Тулун построил первую больницу в Каире. Там впервые было открыто отделение для душевнобольных.

Но, пожалуй, самым знаменитым медицинским центром исламского мира стал построенный в 12 веке в Дамаске госпиталь Нуриддин, названный так в честь основавшего его правителя. В этой больнице, рассчитанной на 300 пациентов, работали более 20 врачей. Во дворе огромного здания, больше похожего на дворец, находился фонтан и сад. Здесь проводились сложнейшие по тем временам хирургические операции и действовала лаборатория, где из компонентов, привезенных с разных концов огромной страны, создавались новые лекарства. Именно в стенах Нуриддина были придуманы аспирин и зубная паста, которыми мы пользуемся по сей день.

Средневековые мусульманские больницы имели отделения для людей с разными недугами, в том числе отделения для психически больных и для оставшихся без попечения родных стариков и инвалидов. Также при них действовали поликлиники. Там работали врачи разных специализаций: терапевты, хирурги, офтальмологи и другие. В мусульманских больницах впервые появился младший медперсонал.

Все лечение осуществлялось за счет государства, и было доступно для всех, независимо от религиозной принадлежности. Бесплатными были также все медикаменты. Более того, когда пациент выписывался, ему выдавали 5 золотых динаров, чтобы он мог поддержать себя прежде, чем он сможет вернуться к работе.

Свидетелями такого невиданного доселе медобслуживания были и европейцы. Один из сопровождавших Наполеона во время его военной кампании в Египте лиц описал больницы, которые были построены за шесть веков до французского нашествия:

«В больницы приходили все больные без исключения, бедные и богатые. Им давали самых лучших врачей Востока и давали подарки. У них были места, в которых были напитки; аптеки, заполненные медикаментами и орудиями».

Правители старались придерживаться божественных законов в своей политике, сделав медицинское обслуживание бесплатным и доступным для всех, в полном соответствии со словами хадиса от пророка Мухаммеда (мир ему): «Имам — пастырь и он ответственен за свою паству».

А врачи изобретали новые лекарства и методы лечения, вдохновленные высказыванием Посланника Аллаха (мир ему): «Лечитесь, о рабы Аллаха, поистине Аллах не создал болезни, не создав от неё исцеления, за исключением старости и смерти» (Передал ат-Тирмизи).

Да о отцом современной медицины чаще, чем древнегреческого врачевателя Гиппократа, называют Авиценну. Самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира, конечно же, Ибн Сина (известный на Западе как Авиценна) — одна из самых блистательных, — «знаковых», как теперь выражаются, — фигур, воплотивших многовековое взаимодействие двух великих культур.

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на (ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا — Abū ‘Alī Husein ibn ‘Abdallāh ibn Sīnā), родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980 года и покинувший этот мир 18 июня 1037 г.) — учёный, философ и врач, физик, зоолог и музыкант, астроном, психолог, механик и поэт, был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки. При этом важно иметь в виду, что он не случайный «пример», ибо вырос в культурно-исторической среде, давшей таких титанов мирового масштаба, как поэты Рудаки и Фирдоуси, врач и философ Рази (ар-Рази, Абу Бакр Рази, латинизированное Разес); философ, учёный-энциклопедист Фараби (аль-Фараби) — один из наиболее выдающихся представителей восточного аристотелизма, заслуживший прозвание «Второй учитель» (после Аристотеля), автор трактата о классификации наук и «Большой книги о музыке»; Бируни (Беруни) — учёный-энциклопедист, автор трудов по истории Индии, по математике и астрономии, географии и топографии, физике, медицине, геологии и минералогии и др., впервые на Среднем Востоке высказавший мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Ибн Сина создал состоящий из пяти книг знаменитый труд «Канон врачебной науки» — «ал-Канун фи-т-тиб» (от греч. кanon — норма, правило). Этот «канон» многократно переводился на многие языки — в частности, около 30 раз издавался на латыни — и более 500 лет служил обязательным руководством по медицине для медицинских школ арабского Востока и европейских университетов. Считается, что пятитомный «Канон врачебной науки» был второй или одной из первых книг после Библии, которую напечатал немецкий изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг (между 1394–1399 или в 1406–1468). Первая в мире печатная книга по педиатрии (1472) — труд Багеллярда «Книжка о болезнях детей» содержит многочисленные ссылки на Ибн Сину, а первое издание второй появившейся в Европе печатной книги по детским болезням — «Регламента малых детей: как следует ухаживать за детьми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (1473) представляло собой пересказ соответствующих глав «Канона».

В учебнике профессора Падуанского университета Феррари (1471) Ибн Сина цитируется около 3000 раз (Рази и великий римский медик II века нашей эры Гален — по 500 раз, а гений античной медицины Гиппократ — 140 раз).

Исследователи утверждают, что труды Ибн Сины изучал и хорошо знал Леонардо да Винчи. «Лучше ошибаться вместе с Галеном и Авиценной, чем быть правым, поддерживая других», — утверждал Микеланджело. В «Божественной комедии», сюжет которой целый ряд учёных связывает с повестью Ибн Сины «Живой, сын Бодрствующего», в кругу великих целителей есть и Ибн Сина: «Там Гиппократ, Гален и Авиценна…»

Ибн Сина исчислял траектории движения небесных светил, сочинял огромные фолианты философских трактатов, составил многотомную энциклопедию «Китаб аш-Шифа» («Книга исцеления»), книги по физике, зоологии, ботанике, музыке, несколько курсов логики (большой, средний и малый), он писал стихи, его перу принадлежат философские повести — кроме выше названной «Послание о птице», «Саламан и Абсал», комментарии к «Поэтике» Аристотеля… Список его произведений включает свыше 400 произведений.

По данным же иранского учёного Саида Нафиси, Ибн Синой созданы или его авторству приписываются 456 сочинений на арабском и 23 на таджикском языке. Таджикские учёные У. И. Каримов и А. М. Мирзоев утверждали в 1980 году, что достоверно известно около 450 научных трудов Ибн Сины, из которых 240 хранятся в разных библиотеках мира.

Источники: Ислам и наука, сайт Хуршида Даврона 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.