Джамбулат Кануков - командир авиации ЗУНР

Остатки самолета «Фарман-30», на котором разбился Джамбулат Кануков около деревни Озерна
21.10.2013
Оцените статью: 
(412 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Если углубиться в изучение истории, то можно увидеть, что не раз представители мусульманских народов принимали участие в борьбе за независимость Украины. В первую очередь, это касается крымских татар, - отношения между двумя народами были сложными, но они определялись не только враждебностью, но и дружественной взаимопомощью. Достаточно напомнить о том, что прославленный перекопский мурза Тугай-бей отдал свою жизнь в битве под Берестечком (1652 год), помогая украинскому народу бороться за лучшую жизнь. Но не только крымские татары боролись за независимость нашей Родины. Одним из выдающихся деятелей трагической эпохи Освободительной Борьбы 1917 - 1921 гг. был полковник Джамбулат Кануков, который возглавил Военно-Воздушные Силы ЗУНР. Предлагаем вниманию читателей его жизнеописание...

Джамбулат Батгириевич Кануков (1887 (по другим данным 1875) - 21 мая 1919; в украинской военно-мемуарной литературе встречаются и другие варианты написания его фамилии: Каноков, Канукив, Канокив) - выдающийся военный деятель, полковник, командир Авиационного Полка Украинской Галицийской Армии (УГА). О его жизни имеются довольно неполные сведения. Известно, что он родился в Северной Осетии, был осетином по национальности (в некоторых украинских источниках сказано, что он был кабардинцем, в «Споминах командарма» М. Омеляновича-Павленка он назван «татарином». В Российской империи нередко всех мусульман называли «татарами», возможно в этом кроется объяснение такого этнического обозначения Канукова. Наиболее вероятным представляется, что Джамбулат Кануков все таки был осетином и имел некоторую приместь кабардинской крови).

Начальное образование Джамбулат получил во Владикавказской мужской гимназии. В 1909 году окончил Тверское кавалерийское училище, был направлен на службу корнетом в 7-й гусарский Белорусский полк, который дислоцировался во Владимире-Волынском. С 27 сентября 1912 года был уволен в запас.

После начала Первой Мировой войны, Джамбулат Кануков опять оказался в армии. С 19 июля 1914 года он был переведен в 22-й пехотный Нижегородский полк, с 10 октября 1914 года выполнял обязанности адьютанта этого полка. 15 мая 1915 года Джамбулат получил контузию и был эвакуирован с фронта. После выздоровления, с 25 июня 1915 года, по собственному желанию был переведен в 17-й корпусный авиационный отряд, где служил летчиком-дозорным. 17 октября 1915 года был командирован на учебу в Военную авиационную школу. 10 мая 1916 года получил звание поручика. 7 августа 1916 года окончил школу и получил звание военного летчика. Следует напомнить, что во времена Первой Мировой войны авиация как таковая переживала период своего становления, а в армии - это было новаторское подразделение. Поэтому, можно утверждать, что Джамбулат Кануков овладел довольно сложными знаниями и умениями для того, чтобы стать военным летчиком.

С 20 октября 1916 года Джамбулат Кануков пребывал на службе в 14-м авиационном отряде, а с 24 марта 1917 - был назначен командиром 30-го авиационного отряда.

В 1918 году Австро-Венгерская империя прекратила свое существование. На украинской территории, которая входила в состав империи, была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), которая 22 января 1919 года стала автономной областью УНР. С первого дня своего существования ЗУНР оказалась в состоянии войны с Польшей, которая также восстановила свою независимость, но стремилась овладеть территорией Галиции и Волыни.

Джамбулат Кануков, вместе со своим родным братом Хасбулатом, из идейных соображений решили поддержать борьбу украинского народа за независимость и вступили в ряды украинской армии в 1918 году. Они вступили в армию Украинского Государства гетьмана Павла Скоропадского. В ней Джамбулат возглавлял 2-й Подольский авиационный дивизион. С этим дивизионом в декабре 1918 года Джамбулат Кануков прибыл в город Красне и был включен в состав Авиационного отдела УГА. Кануков был назначен помощником командира Авиационного отделения сотника Петра Франка, который охарактеризовал его следующим образом:

«Полковник Кануков был отличным знатоком авиации и хорошим организатором. Своим веселым, товарищеским нравом он скоро сумел расположить к себе всех. Всегда у него были новые «неслыханные» идеи: он монтировал мощные двигатели на маленькие орлы, чтобы добиться большой скорости для наших пилотов, которые умели летать на медленных «авиатках» и «ллойдах", он посадил их на быстрые «Ньюпоры» и не отчаивался из-за имевших место поначалу неудач. Полковник Кануков по самому звуку двигателя определял безошибочно какой самолет летит».

С 26 марта 1919 года Джамбулат Кануков занял должность командира Авиационного отдела УГА. Согласно воспоминаниям генерала Мирона Тарнавского, Джамбулат Кануков получил 9 из 16 воздушных побед авиации УГА на польском фронте. Жизнь Джамбулата закончилась трагически, он погиб 21 мая 1919 года в диверсионной авиационной катастрофе около деревни Озерна, что на территории нынешнего Зборовского района Тернопольской области. Его брат Хасбулат также отдал жизнь за Украину, он погиб 5 февраля 1919 года.

Диверсию организовал австриец Кубиш, который был вражеским агентом. Он подсыпал в мотор самолета металлические опилки. Кубиш пытался убежать с места преступления, но был убит сотником Евским, который отомстил врагу за смерть своего командира и боевого товарища.

В наше время светлая память о герое-мусульманине, который пожертвовал собственной жизнью в борьбе за независимость Украины, возвращается. В 2010 году вышла книга Я. Тынченка «Герои украинского неба», в ней отдано должное Джамбулату Канукову. Нет сомнений в том, что информацию о жизни и подвигах Джамбулата Канукова необходимо пропагандировать и всячески освещать с просветительско-патриотической целью...

Юрий Косенко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.