Роль диалога в укреплении безопасности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений, стала ключевой темой круглого стола в Одессе, который имел статус регионального, но фактически был международным − учитывая состав участников, среди которых было немало международных экспертов по вопросам свободы религий и убеждений.
Проект направлен на создание потенциала гражданского общества, религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений, соответствующих государственных учреждений по вопросам свободы религии или убеждений и преступлений на почве ненависти, а также содействие диалогу с и между такими общинами и другими заинтересованными сторонами.
Во встрече, которая была организована Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) 3 ноября 2015 г. в Одессе, приняли участие более 40 представителей церквей и религиозных общин, организаций гражданского общества, областной администрации и офиса Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, а также международных и национальных экспертов в области свободы религии и убеждений.
К работе «круглого стола» присоединились и имам Исламского культурного центра Одессы Билял Хамзи и руководитель отдела ВАОО «Альраид» по связям с общественностью Олег Гузик.
Как рассказал нашему корреспонденту господин Олег, ассоциация «Альраид» и Духовное управление мусульман «Умма» уже не впервые участвуют в подобных мероприятиях, в том числе и в тех, что проводятся при поддержке ОБСЕ:
− Смысл в том, что мы всегда стремимся быть открытыми, информировать общество о своей деятельности и о том, что происходит в нашем обществе, что мы испытываем от окружения. Ну и тем более, что такая непростая тема, как межрелигиозный диалог довольно актуальна в наше время. Она действительно интересна для рассмотрения как внутри нашей общины, так и на уровне всего украинского общества.
Во время обсуждений прозвучали мнения, в которых отмечалось, что альтернативой диалогу может быть только конфликт:
− То есть если диалог не является всегдашней практикой, образом мышления, то всегда будут формироваться стереотипы, какие-то предубеждения и т. д., − подчеркнул собеседник «Ислама в Украине». − В целом представление о диалоге у многих довольно размыто. Часто оно ошибочно ассоциируется с неким принуждением к «игре в поддавалки», с вынужденным отказом от своих принципов, размыванием границ между убеждениями и так далее. Но на самом деле диалог всегда предполагает, что есть две стороны, имеющие противоположные точки зрения, разные способы мышления, но, в то же время, они готовы к тому, чтобы не только слушать, но и слышать друг друга, искать точки соприкосновения ради совместной деятельности, при этом не нарушая границ того, что формирует мировоззрение той или иной стороны, проявляя уважение к взглядам и убеждениям друг друга.
Олег Гузик в течение беседы неоднократно акцентировал внимание на том, что диалог должен помогать людям увидеть будничные вопросы под другим углом зрения.
− Диалог помогает лучше понять, увидеть на каком-то другом уровне и смысл происходящего, и закономерности, и подоплеку событий. Например, в диалоге, который, допустим, происходит на уровне общин, групп людей, надо подключать всех членов общества, все возрастные и гендерные категории: и женщин, и молодежь с разным уровнем и образом мышления.
Собеседник процитировал мнение, высказанное доктором религиоведения, преподавателем колледжа Странмиллис (Белфаст, Северная Ирландия) Норманом Ричардсоном о важности лидерства и роли лидера в диалоге:
− Лидерство определяется не количеством или доминированием группы, а качеством и уровнем сознания, уровнем осознания и понимания того, что происходит, смысла тех проблем, которые возникают и готовностью и способностью идти на их решение, − отметил Олег Гузик и уточнил. − Имеется в виду не конкретный харизматичный лидер, пассионарная личность, возглавляющая группу, а сама группа, готовая открыть свой ум, расширять границы своего восприятия, рассматривать вопрос с разных точек зрения, при этом не теряя своей самобытности, идентичности.
Иногда люди не идут на диалог, считая, что в нем кроется определенная опасность − то есть, поняв точку зрения другого, кто-то может не только перенять его образ мышления, но и принять ее, отказавшись от собственных убеждений. Это, по мнению Олега Гузика, является весьма распространенной ошибкой в понимании смысла диалога:
− Прежде всего нужно понять и принять точку зрения другого, но отношение с уважением к мнению оппонента и предотвращение пересечения границ не означает, что при этом надо уступать от своих убеждений. Дело в поиске точек соприкосновения, в поиске того, что объединяет, а не разъединяет. В общем, диалог − это постоянный процесс, происходящий на основе понимания и уважения всех участников диалога друг к другу, что подкрепляется не только словами, но и действиями.
Возвращаясь непосредственно к обсуждению во время заседаний «круглого стола» в Одессе, Олег Гузик рассказал, что участники не только слушали лекторов из разных стран мира, но и сами активно подключились к формированию определения диалога, его целей и форм; факторов, способствующих поддержанию долгосрочного, открытого, всеобъемлющего и прозрачного диалога; лучших практик проведения диалога в зоне ОБСЕ; оценке того, как диалог может помочь повышению безопасности религиозных организаций и общин.
Среди прочего участники круглого стола уделили время проблематике разжигания религиозной вражды в СМИ, в частности из-за ложных или некачественных журналистских материалов. Также было акцентировано внимание на необходимости лучшей коммуникации церквей и религиозных общин с обществом, в том числе через медиаресурсы и своевременное комментирование резонансных событий.
Представители церквей предложили на рассмотрение практические вопросы, по которым можно вести диалог и объединить совместные усилия: помощь бездомным лицам, перевоспитание осужденных, минимизация конфликтов во время проведения публичных мероприятий и тому подобное.
Отдельное внимание было уделено вопросу о всеобъемлемости диалога. В частности, учету мнения религиозных меньшинств и участию немногочисленных, недавно созданных религиозных общин в процессе диалога.
Директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш отметил, что Министерство намерено вместе с ОБСЕ БДИПЧ провести в Киеве 8—9 декабря этого года Всеукраинский межрелигиозный и межэтнический форум.
Напомним, что мусульмане активно участвуют в образовательных мероприятиях ОБСЕ/БДИПЧ. Например, имам харьковского ИКЦ Евгений Глущенко был одним из участников двухдневного семинара, который проходил 19—20 октября в Харькове.