14 января в Укринформе состоялась презентация комплексного исследования «Культурная среда и ситуация в Крыму», которое провел исследовательский центр «SPHERA» по заказу «Крымского дома» и было посвящено изменениям и актуальной ситуации в культурной сфере Крыма.
В период с июля по август 2015 года опрашивались ученые, журналисты всех видов СМИ, эксперты из крымской проблематики и другие респонденты, которые выезжали из Крыма на подконтрольную Украине территорию. Методами опроса были глубинные интервью и самозаполнение соответствующей анкеты.
Кандидат социологических наук, руководитель исследовательского центра «SPHERA» Александр Шульга рассказал, что абсолютное большинство опрошенных считает, что возможности получать образование на украинском языке после аннексии полуострова существенно или очень ухудшились.
− В чем это проявляется? Респонденты консолидировано выделяли несколько этапов. На первом этапе украинский язык был выведен из обязательной школьной программы в разряд факультативных. На втором требовалось собрать восемь заявлений, чтобы открыть факультативный класс украинского языка. Это же касается и крымскотатарского. Третьим этапом было проведение с родителями «воспитательной работы». Респонденты также упоминали о запугивании или настойчивых просьбах и советах не писать такие заявления. Соответственно украинские и крымскотатарские классы не набирают необходимого количества заявлений и не собираются. И на четвертом этапе идет вытеснение самих преподавателей, которые специализировались на украинском или крымскотатарском языках, поскольку они фактически становятся невостребованными. Им предлагаются два выхода: перепрофилироваться на другой предмет или уйти, − рассказал Александр Шульга.
По его словам, госзаказ на учителей украинского языка и литературы практически отсутствует.
Напомним, как ранее писал «Ислам в Украине», член правления Крымского центра делового и культурного сотрудничества «Украинский Дом» Андрей Щекун заявил, что в Крыму были уничтожены все украинские вузы, 7 школ и около 500 классов с украинским языком обучения.