На днях Сирийская сеть по правам человека обнародовала отчет по количеству жертв среди мирного населения в Сирии. Выяснилось, что в результате российских бомбардировок с сентября 2015 года погибли больше человек (2704), чем в результате действий боевиков террористической группировки «Исламское государство» (2686 человек в течение трёх лет), борьбу с которым ведет международная антитеррористическая коалиция. В докладе говорится, что среди жертв российских атак более 700 детей.
Журналист издания День Наталья Пушкарук обратилась к Вячеславу Шведу, заведующему отделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины, с просьбой прокомментировать подобные данные и задала вопрос: как должен реагировать мир, чтобы положить конец этой трагедии?
— Эти данные свидетельствуют о том, что истинные цели России на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, абсолютно противоположны тому, что официально заявляет российская пропаганда. Речь, прежде всего, о попытках утвердить свой контроль и влияние на Сирию, во что бы то ни стало сохранить Башара Асада, по крайней мере, на тот срок, на который он нужен будет России. Для этого используют любые средства. В частности, «ковровую» бомбардировку, и под это подпадают мирные жители.
В последнее время Россия пытается «сколотить» новые альянсы из тех диктаторских и полудиктаторских режимов, которые идут на союз с Россией. Речь идет об Иране, где используются некоторые аэродромы. Так, для российских бомбардировщиков расстояние до Ближнего Востока сократилось до тысячи километров. И они фактически достигают территории Саудовской Аравии — непримиримого и принципиального противника России на Ближнем Востоке, что создает новую угрозу для и так хрупкого баланса в том регионе.
Россия пытается обеспечить своё доминирование в районе
Эксперты говорят, что такого количества жертв в Сирии можно было бы избежать, если бы сирийскому кризису в самом начале был положен конец, и в конфликт вмешались США.
— Этот вопрос даже расколол дипломатический корпус Штатов. Речь идет о решении Барака Обамы не пересечь красную линию в 2013 году, когда Башар Асад использовал химическое оружие против мирного населения. Американцы должны были бы вмешаться, но они этого не сделали и фактически открыли прямую дорогу к еще большему и бесцеремонному вмешательству Ирана, когда тот направил значительные контингенты своих регулярных войск и Корпус исламской революции в помощь Башару Асаду.
А более года назад Россия сама начала открытое вторжение в Сирию. И мне кажется, то, что ситуация на Ближнем Востоке столь сложная и драматичная, на совести Барака Обамы. Американский президент не смог проявить необходимую твердость, принципиальность. Думаю, Барак Обама неправильно понял последствия иракской кампании и пришел к выводу, что США больше не могут вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке. Штаты очень поспешно покинули Ирак, фактически бросили его на произвол судьбы. И там создался вакуум, который заполнили Иран и «Исламское государство». В результате ситуация стала такой, какой она есть сегодня. Следующему американскому президенту придется распутывать все эти серьезные, драматичные последствия деятельности администрации Барака Обамы.
Есть мнение, что Россия использует Сирию для испытаний своего оружия, в то время как США до сих пор считают РФ союзником. Насколько может быть приемлемой подобная позиция США?
— Россия так же использует и Украину, оккупированные территории Донецкой и Луганской областей, для нового оружия и новых методов вооруженной борьбы. Сирия — это широкомасштабный полигон для использования новейшего и самого ужасного оружия, которое пытается испытать российская военщина.
Здесь многое будет зависеть от того, в состоянии ли будет руководство США и ведущих европейских стран найти общий твердый ответ и заблокировать цели России. Сейчас ситуация, к сожалению, способствует безответственным действиям российского руководства. Они видят, что их действия не получают достойный отпор, поэтому ведут себя нагло и беспардонно. И это будет продолжаться, пока Запад и цивилизованный мир не будет способен создать необходимые условия, чтобы заблокировать подобные действия. Иначе ситуация будет ухудшаться.
Напомним, в сентябре 2015 года российские Воздушные силы провели первую бомбардировку в Сирии. Представитель минобороны России Игорь Конашенков заявлял, что российская авиация нанесла «точечные удары» по наземным целям террористов группировки ИГИЛ.
Но по данным CNN, удар был нанесен по местности вблизи сирийского города Хомс, административного центра одноименной провинции, которая находится под контролем правительственных войск. Как заявил в комментарии Reuters неназванный французский дипломат, «…российские авиаудары были нанесены по сирийской оппозиции, а не ИГИЛ».