Во время визита в Азербайджан в первые дни текущего октября Папа Римский Франциск очень интересно построил свои выступления. Как известно, он провел мессу в Католическом храме и выступил перед общественностью. Но озвученные им мысли не были разрозненны и несли единую линию, дополняя друг друга.
Остановившись на сотрясающей сегодня планету трагедии «многочисленных конфликтов», вытекающих
Подчеркнув свою влюбленность «в многообразие и богатство» азербайджанской культуры и обратив внимание на присущий обществу мультикультурализм, Папа Франциск актуализировал создание «гармонии между различиями», на основе которой высвечивается возможность «реализовывать свои идеи и мысли, не нарушая прав людей, рассуждающих иначе».
По словам Папы, «любая религия может только исключать насильственное навязывание своих мыслей и злоупотребление именем Всевышнего с целью узаконивания диктата». Истинная привязанность к религиозным ценностям «полностью противоречит попытке, пользуясь священным именем Всевышнего, силой навязывать другим свои взгляды». В контексте сказанного Папа Франциск высветил значимость веры в Бога, являющейся подлинным источником, побуждающим ко взаимопониманию, уважению и взаимопомощи, служащим «общему благосостоянию общества».
Господь слышит наши молитвы, мольбы, желания, нередко заключающиеся в обращении к Создателю с просьбой «немедленно изменить мир и других людей» — во имя «восстановления справедливости, нарушенной человеческими насилием, ссорами и распрями». Но Всевышний не всегда «вмешивается в ситуацию напрямую, резко или с проявлением силы». Напротив, «Он призывает к терпению и надежде», являющихся показателем веры.
Папа Франциск трактует данное положение дел таким образом, что вера должна идти рядом со служением,
Другое дело, что нередко «служение становится не средством» приближения к Богу, а «целью» приобретения мирских благ — «престижа, подводящего к желанию обладания властью». Это вполне объяснимо,
Здесь Папа употребляет очень красивое выражение — «живая вера» (иметь которую «не так просто»). Это — не «сходящая с небес волшебная сила», не «предоставляемый раз и навсегда талант» и не «особая сила для решения жизненных проблем». Живую веру «не следует путать с благополучием или хорошим самочувствием», ибо она, прежде всего, «золотая нить, связывающая нас с Господом», ощущение «радости соединения с Ним», «Божий дар, приносящий плоды». Но мы можем пользоваться этими плодами «лишь в случае соблюдения нами правил», а именно, нашего служения Богу, без чего вера «не созреет и не окрепнет». Тем самым, вера и деяния, будучи «переплетены друг с другом, не могут стать раздельными».
По мнению Папы Франциска, высказанном им во время выступления в Баку перед представителями общественности, важнейший нюанс тут проявляется в том, что Господь «любит нас значительно сильнее, чем мы можем представить себе или заслуживаем того». Значит, в основе исполнения нами предписанного и осуществлении положительных деяний не должны находиться «личная выгода и меркантильный расчет». А это означает, что наши вера и служение должны стать «образом жизни» — через «поклонение и молитву», любовь «к ближнему, практические дела и реальную деятельность во имя общего блага».
Безусловно, сказанное Папой Римским созвучно откровениям Корана. Но разве все мы, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, живем в соответствии с Божественными предписаниями? Да, пытаемся, нередко искренне стремимся, но…столько всяческих «но»….
Теймур Атаев специально для «Ислам в Украине»