С 30 июня по 5 июля в Одессе на базе Исламского культурного центра «Аль-Масар» историки, философы, религиоведы из Украины, Бельгии, Азербайджана и Польши участвовали в работе VI Международной исламоведческой школы.
Учитывая ограниченное время работы школы и заявленное количество докладов, график был составлен довольно плотно и докладчики были вынуждены вписываться в довольно жесткий регламент. Впрочем, из-за интереса аудитории к некоторым темам, ораторам позволяли выходить за пределы выделенного хронометража. Одним из таких докладчиков была старший научный сотрудник Львовского музея Ивана Франко Соломия Вивчар, которая рассказывала об использовании мусульманских мотивов представителями украинской литературы и философской мысли, в частности Григорием Сковородой, Тарасом Шевченко, Пантелеймоном Кулишем, Иваном Франко, Агатангелом Крымским и т. д.
По словам исследовательницы, Пантелеймон Кулиш глубоко интересовался Исламом, а также историей и культурой мусульманских стран (особенно Османской империи), стремился полнее познать жизнь мусульман, понять саму суть их религии. Поэтому он не раз обращался в своих произведениях именно к восточным темам.
— Исповедуя идеи общечеловеческих ценностей и межрелигиозного диалога, Пантелеймон Кулиш хотел открыть для украинцев-христиан этические и духовные сокровища Ислама и искал общие черты и ценности в Библии и Коране. Он очень хорошо знал Библию, ведь сам на протяжении многих лет работал над ее переводом на украинский язык. К сожалению, его новаторские подходы не всегда находили отклик у современников. В активе Пантелеймона Кулиша много поэтических произведений, среди которых восточной (арабской и турецкой) тематикой отличаются две поэмы — «Магомет и Хадиза» и «Маруся Богуславка».
«Магомет и Хадиза», как заметно уже из названия, это поэма о любви, темой которой являются отношения пророка Магомета (Мухаммада) и его первой жены Хадизы (Хадиджи).
— Имена героев произведения звучат несколько непривычно для современного читателя, однако, связано это с тем, что в XIX в. не было не только стандарта произношения имен иноязычного происхождения, но также и любых работ по истории Ислама на украинском языке, — объяснила Соломия Вивчар.
В самом тексте поэмы автор параллельно рассказывает две неразрывно связанные истории: зарождение любви Мухаммада и Хадиджи и историю возникновения новой религии — Ислама.
— Уже с первых строк видно, что автор поэмы хорошо знал Коран. Скорее всего, он читал популярный во второй половине XIX в. у европейцев франкоязычный перевод аятов.
Как отметила Соломия Вивчар, кроме рассказа о любви, не менее важным в поэме является путь Мухаммада от простого человека к Пророку Божию, основателю мировой религии.
— Возможно, что любовная история в основе сюжета произведения — лишь повод для более глубокого философского рассуждения о самой личности Мухаммада. В произведении Пантелеймона Кулиша он — герой, в котором автор в рамках романтического дискурса не просто изобразил исторического Пророка, жившего на Аравийском полуострове в VI в. н. е., но и наделил его чертами украинского казака-борца. Пророк Мухаммад в поэме — герой, не знающий страха, уверенный в своей миссии, ведь его ведет Господь. Он «новий творець закона, возвишенний як оний син Марії (Іса, Ісус)». Автор наделяет его лучшими человеческими чертами — он солнце правды, красота человеческого ума и сердца.
Особое внимание Пантелеймон Кулиш уделяет образу Хадиджи, женщины невероятной красоты и сверхъестественных способностей, которая стала опорой Мухаммада:
— «Магомет и Хадиза» — это не только поэма о любви. Это с тонким мастерством созданное произведение идей, основная из которых — единство мировых религий и общечеловеческих ценностей в Коране и Библии.
Поэма «Маруся Богуславка» написана на основе известной народной «Думы о Марусе Богуславке», которую записал и популяризировал именно Пантелеймон Кулиш. К сожалению, часть текста была потеряна во время пожара в имении автора, и до нас дошло только 13 из 24 песен поэмы.
— Это произведение является декларацией философских идей и мировоззренческих взглядов Кулиша, на формирование которых большое влияние имела философия эпохи романтизма с ее идеями панславизма, культурного единства, стремлением коренного изменения культурных ценностей и мировоззрения, возможно, даже с некоторой утопической окраской. В поэме «Маруся Богуславка» основой сюжета Пантелеймон Кулиш выбрал народную думу, а также использовал много фольклорных вставок, а сюжет разворачивается на фоне исторических событий XVII в. Но это только первый уровень восприятия произведения. Главным в поэме является разноформатный религиозно-философский дискурс — христианство и Ислам показаны как очень близкие по смыслу религии. Пантелеймон Кулиш изобразил мусульман, хотя и довольно жесткими, но одновременно более искренними верующими, которые соблюдают заповеди своей религии, в отличие от христиан, которые между собой враждуют (католики с православными) и, формально соблюдая обряды веры, запускают ее духовное значение. В основе философского мировоззрения Кулиша, как заметно из поэмы — единство религий, ведь Бог один (Един) для всех. Именно поэтому можно утверждать, что «Маруся Богуславка» — это произведение, опередившее время, ведь в конце XIX в. межрелигиозный диалог и взаимопонимание были делом весьма отдаленного будущего.