Крымские татары обладают удивительным талантом приспособиться и выжить в любых условиях. До депортации они населяли самые, казалось бы, отдалённые и непригодные районы полуострова. Некоторые из таких сёл исчезли после эмиграции крымских татар в Турцию, ещё больше населённых пунктов перестало существовать после депортации.
Авджикой (Охотничье)
Исчезнувшее село Авджикой в Бахчисарайском районе известно тем, что было сожжено фашистами во время оккупации за помощь местных жителей партизанам. Оно располагалось возле другого сожженного, но ныне существующего Улу-сала (Синапное). Жители Авджикоя успели скрыться в лесах до начала карательной операции немцев. После депортации крымских татар в опустевший населённый пункт заселили колхозников из Украины. Село Авджикой было упразднено в связи со строительством Загорского водохранилища, так как находилось в санитарной зоне.
Бешуй (Дровянка)
Село Бешуй под Акмесджитом (Симферополем) во все времена считалось крупным. И населяли его, преимущественно, крымские татары. Согласно источникам, в XIX веке здесь было 5 мечетей. Во время войны Бешуй стал ареной ожесточённых боёв. За помощь населения партизанам немцы расстреливали жителей, а весной 1944 года полностью сожгли село. После депортации оно фактически опустело и его заселили колхозниками из разных регионов России. Бешуй получил новое название — Дровянка, но вскоре село перестало существовать.
Кабарта (Быстрая)
Небольшая деревушка Кабарта была довольно известна в предвоенные и послевоенные годы как начало маршрута к пещерным городам: Мангупу и Эски-Кермену. Она располагалась недалеко от села Буюк-Каралез (Красный Мак) Бахчисарайского района. Кабарта опустела ещё во времена аннексии 1873 года вследствие эмиграции крымских татар в Турцию. После депортации 1944 село стало называться Быстрая, а к 1968 и вовсе исчезло.
Буюк-Сунак (Чирки)
Исчезнувшее село Буюк-Сунак в Джанкойском районе известно как место рождения крымскотатарского политика и общественного деятеля Номана Челебиджихана. Вследствие эмиграции крымских татар после Крымской войны село опустело. Здесь числилось всего несколько дворов, которые тоже исчезли после депортации. Буюк-Сунак заселили колхозниками из Украины, а в 70-е годы оно перестало существовать.
Дом-музей Номана Челебиджихана в соседнем селе Кучук-Сунак (Мелководное) Джанкойского района. Учреждение пребывает в запустении.
Аджи-Менди (Фёдоровка)
Если посмотреть на голую степь недалеко от Керчи, сложно представить, что когда-то в этих местах располагалось процветающее крымскотатарское село Аджи-Менди. Сейчас о нем напоминает только памятная доска, установленная выходцами из деревни.
К слову, на Керченском полуострове исчезли без следа множество сёл: Сараймен, Аджи-Эли, Сыджеут. Очевидно, только крымские татары знали секреты выживания и успешного ведения хозяйства в этих суровых степных местах.
Источник: CRIMEAN TATARS