Мухаммад Асад: от Львова до Мекки. Часть первая

Леопольд Вайс
Леопольд Вайс
Львов начала ХХ века
Львов начала ХХ века
Венский университет
Венский университет
Леопольд Вайс
Львов начала ХХ века
Венский университет
29.11.2018
Оцените статью: 
(300 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В начале ХХ века Львов был большим многонациональным городом Австро-Венгерской империи. На его улицах и площадях звучал немецкий, польский, чешский и конечно же украинский язык с его специфическим галицким акцентом. Такое разнообразие возникло вследствие того, что после раздела в 1772 году Речи Посполитой Галиция отошла к Габсбургской монархии. Из вновь приобретенных территорий австрийцы создали автономную провинцию под громким названием Королевство Галиции и Лодомерии, столицей которой стал Львов, переименованный имперскими властями на немецкий манер в Лемберг.

Во время австрийского правления Львов активно строился и развивался. Достаточно сказать, что половина ныне существующих зданий исторического центра были возведены в период с 1772 по 1918 годы. Новые власти реорганизовали Львовский университет, провели в город железную дорогу, построив существующее до сих пор здание вокзала. В 1817 году на базе частных собраний был создан один из крупнейших библиотечных и научных центров Восточной Европы Оссолинеум. Габсбургское правительство построило оперный театр и здание Галицкого сейма, которые и сейчас украшают древний город.

До прихода австрийцев украинцы и евреи Львова подвергались жесткой дискриминации. Власти Австро-Венгерской империи создали условия для национально-культурного развития Галиции, в значительной степени уменьшив дискриминацию, в том числе религиозную. Это было особенно заметно на фоне соседней Российской империи.

В начале ХХ столетия во Львове находились кафедры римско-католического, армянского и греко-католического архиепископов, а также православного епископа. Кроме того, в городе действовало три иудейские общины, включая караимскую. Многие горожане того времени владели тремя или даже четырьмя языками. Выдающийся украинский писатель Иван Франко, выпускник Львовского университета, создавал свои произведения на четырех языках.

Вот в таком уникальном городе 2 июля 1900 года в семье львовского адвоката Карла Вайса родился мальчик, которого назвали Леопольд. Семья Вайсов традиционно исповедовала иудаизм, религию еврейского меньшинства Галиции и Буковины. Дедом Леопольда Вайса был известный раввин из Черновцов. Именно поэтому уже с ранних лет мальчик изучал священные иудейские тексты. Однако в эти годы его больше учебы интересовали приключенческие романы в духе Фенимора Купера. Тем не менее, Леопольд уже в детстве знал иврит и арамейский язык, а также немецкий и польский, что свидетельствовало о его хороших лингвистических способностях. Впоследствии, уже став Мухаммадом Асадом, он выучил также английский, арабский, персидский и французский языки.

Спустя много лет он с нежностью вспоминал о своем детстве, проведенном в далекой Галиции: «Я лежу на берегу, маленький мальчик лет девяти или десяти, пожевывая стебелек травы и разглядывая белых коров, которые пасутся неподалеку с большими мечтательными глазами и невинным удовлетворением. Поодаль крестьянские женщины работают в поле. Одна из них одета в красный головной платок и голубую юбку с широкими красными полосами. Ивы по берегам ручья, и белая утка скользит по его поверхности, оставляя следы поблескивающей воды за собой. И мягкий ветер шуршит на моем лице…».

Отец Леопольда нередко брал мальчика в свои поездки по Европе. Уже в юные годы Лео посетил немало стран, что стало своеобразным прологом к его будущим странствиям по миру. В начале Первой мировой войны захваченный общим энтузиазмом Леопольд Вайс, приписав себе лишние пару лет, пытался сбежать на фронт, но его обман был обнаружен и мальчика вернули домой. Вероятно, с началом войны семья Вайс переехала из Львова в Вену. Это было вызвано тем, что к городу быстро приближалась наступающая русская армия. Львов был взят 21 сентября 1914 года и вплоть до лета 1915 года он оставался под властью Российской империи.

Уже в самом конце войны Леопольд Вайс все-таки был призван в армию, но повоевать ему не довелось. Австро-Венгерская империя проиграла войну и в результате этого поражения прекратила свое существование. 1 ноября 1918 года во Львове была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. К этому времени семья Вайс уже прочно стала на ноги в Вене. Леопольд поступил в Венский университет, где изучал философию. Полученные знания, несомненно, пригодились ему в будущем, когда он работал над своими книгами, посвященными исламскому богословию.

Но философия в то время не была главным увлечением Вайса. Он страстно мечтал стать журналистом. На его глазах послевоенная Европа бурлила как один огромный котел. Революции в России, Германии, Венгрии и ряде других стран уничтожили вековые европейские империи. Социальные эксперименты находили множество сторонников не только среди рабочих, но и среди творческой интеллигенции.

В этой обстановке журналисты были передовым отрядом, который не только освещал события, но и был в их эпицентре. Вайс стал изучать журналистику. В 1920 году, несмотря на протесты отца, который был против того, чтобы Леопольд стал журналистом, он переехал в Берлин. Спустя год Вайсу удалось устроится на работу в информационное агентство Vereinigte Telegraph. Тогда же он познакомился с Екатериной Пешковой, женой писателя Максима Горького, которая приехала в Берлин собирать средства для помощи голодающим в большевистской России. Важнейшая информация, полученная от Пешковой, легла в основу статьи, которая сделала имя Вайса известным на всю Германию.

В это время Леопольд принял предложение стать репортером одной из ведущих немецких газет Frankfurter Zeitung, но уже тогда его неумолимо тянуло на Восток. Поэтому он не долго раздумывал, когда получил приглашение от своего дяди Дориана Фенгейбаума, руководителя психиатрической клиники в Иерусалиме.

Это было время, когда сионистские организации стремились организовать массовое переселение евреев в Палестину для создания там государства Израиль. Иерусалим сразу поразил воображение Леопольда Вайса. Но его увлекли не идеи сионистов, а колорит Востока, звуки азана, гортанная арабская речь. Но больше всего его заинтересовал ислам. Вайс знакомился с мусульманами и в беседах с ними старался понять новую для него религию. Он усиленно изучал арабский язык, с каждым днем все больше приближаясь к моменту выбора, который изменил всю его дальнейшую жизнь.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.