Волжская Булгария и ее влияние на народы Северного Причерноморья и Киевской Руси

Камни Волжской Булгарии
Камни Волжской Булгарии
Ханская усыпальница в Булгаре
Ханская усыпальница в Булгаре
Древний минарет в городе Булгар
Древний минарет в городе Булгар
Камни Волжской Булгарии
Ханская усыпальница в Булгаре
Древний минарет в городе Булгар
03.01.2020
Оцените статью: 
(195 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В 922 году булгарский хан Алмыш принял ислам, который стал государственной религией Волжской Булгарии — самой северной мусульманской страны раннего средневековья. Волжская Булгария возникла как объединение тюркских племен, стремившихся обрести самостоятельность от быстро распадавшегося Хазарского каганата.

Молодое государство уже давно тяготело к исламу. Существуют отрывочные сведения, что часть булгар еще в VIII веке приняли новую религию. Одну из легенд приводит в своем исследовании историк Я. Нугман: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: „Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?“ Оба они сказали: „Да“. Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны».

Первоначально на территории Волжской Булгарии возникло два эмирата: Булгарский и Суварский. После того, как в 80-х годах Х ст. окончательно рухнул Хазарский каганат, эмираты объединились в одно государство. На этот же период приходится несколько тяжелых военных кампаний против Киевской Руси, которая стремилась усилить свое влияние в бассейне Камы и Волги.

Выдержав натиск соседей, булгары установили экономические и политические связи с мусульманскими государствами Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Значительное внимание им пришлось уделять Дешт-и-Кипчаку (Кыпчакская степь) — огромной территории расселения тюркских кочевых племен, которая тянулось полосой от Дуная, через всю территорию нынешнего юга Украины до сибирской реки Иртыш.

Эффект от принятия ислама сказался в Булгарском государстве очень скоро. Хан Алмыш обратился за помощью к правителю Багдадского халифата — в ответ из Багдада было отправлено посольство, включавшее строителей, архитекторов, ремесленников и знатоков ислама. У историка Ибн Фадлана сохранилось красочное описание этого посольства: «В прекрасный воскресный день 12 мая 922 года багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш — сошел с коня и низко поклонился. По обычаю над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».

За короткий исторический срок в Волжской Булгарии были построены многочисленные города (в настоящее время известно о 170 городских поселениях), величественные мечети, мавзолеи и медресе. Поначалу столицей государства был город Болгар, а начиная с XII века ею стал Биляр. В киевских летописях Биляр называли «Великим городом», и он полностью соответствует этому названию.

О том, что жители Волжской Булгарии были ревностными мусульманами, сообщает персидский источник «Худуд аль-Алам»: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все жители мусульмане; из него выходит до 20 тысяч всадников. Со всяким войском кафиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».

Биляр во времена расцвета Волжской Булгарии размещался на 600 га, а его население превышало 50 тысяч человек. В начале XIII века по численности населения Биляр превышал такие города как Лондон, Париж или Рим. Города Волжской Булгарии напоминали города Киевской Руси: они были окружены рвами, земляными валами, поверх которых сооружались деревянные стены и башни. Центральным зданием Биляра была мечеть. Она состояла из двух частей — деревянной и каменной. Площадь мечети составляла около 2000 квадратных метров. Она была одним из самых больших сооружений в Европе того времени.

В XI веке на границах Волжской Булгарии появились тюркские племена кыпчаков-половцев. Если раньше булгарам удавалось поддерживать в целом дружественные или нейтральные взаимоотношения с кочевниками, то на этот раз все было иначе. Незадолго до появления половецких орд большая группа тюркских кочевников — вероятно, это были печенеги — приняла ислам. Об этом есть сообщение арабского историка Ибн Аль-Асира: «Приняли ислам 10 тысяч кибиток неверных тюрков, которые, бывало, делали ночные набеги на мусульманские города в краях Баласагуна и Кашгара, грабили их и учиняли беспорядки… Они проводили лето в краях Булгара, а зимовали в краях Баласагуна, но когда приняли ислам, то рассеялись по стране».

Вытеснившие печенегов половцы регулярно совершали нападения на поселения булгар, порой атаковали даже города. В 1117 году половецкий хан Аепа, хорошо известный по летописям Киевской Руси, собрав большое войско, вторгся на земли Волжской Булгарии. Вероятно, булгары вступили в переговоры с грозным противником. В знак своего расположения, согласно летописному сообщению, булгары прислали Аепе некое отравленное «питие», после которого он вместе со своими князьями «помроша».

Лишившись своих предводителей, половцы в спешке оставили Волжскую Булгарию, вернувшись в степи Причерноморья. Однако смерть хана не осталась без ответа. Зять Аепы, владимирский князь Юрий Долгорукий решил отомстить за гибель хана. Он совершил несколько походов против булгар, что входило в явное противоречие с политикой киевского князя Владимира Мономаха, направленного на усмирение половецкой агрессии.

Однако война с Долгоруким и половцами не помешала экономическому, политическому и военному усилению Волжской Булгарии. К середине XII века это государство расширяет свою территорию, выйдя к берегам Каспийского моря и захватив дельту Волги. Форпостом булгар в этом регионе был город Саксин. Знаменитый арабский путешественник и писатель Аль-Гарнати, некоторое время живший в Саксине, так описывает этот город: «В середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, где молится народность, которую называют „жители Сувара“ — она тоже многочисленная».

В 1183 году один из претендентов на булгарский престол обратился за помощью к половцам. Однако поход на столицу Волжской Булгарии завершился бесславно: орда была разбита, а претендент вынужден был бежать. В дальнейшем, согласно сведениям летописей, половцы все чаще становятся союзниками булгар, особенно после появления в Восточной Европе монголов.

В 1223 году объединенные отряды половцев и князей Руси были разгромлены монгольской армией Субедея и Джебе. Возвращаться на родину завоевателям пришлось через территории, принадлежавшие Волжской Булгарии. И вот тут их ожидал неприятный сюрприз: булгары подготовились ко вторжению и смогли нанести монголам чувствительные потери. Лишь с огромным трудом Субедею удалось прорваться в Кыпчакскую степь и вернуться домой.

Спустя полтора десятилетия булгары и половцы вновь бились плечом к плечу против армий Бату-хана, но их сил оказалось недостаточно для победы, что привело Волжскую Булгарию к гибели. Что касается половцев, то они смогли ассимилировать монголов, став главной цементирующей силой Золотой Орды, а впоследствии и Крымского ханства.

Александр Степанченко

В 922 году булгарский хан Алмыш принял ислам, который стал государственной религией Волжской Булгарии — самой северной мусульманской страны раннего средневековья. Волжская Булгария возникла как объединение тюркских племен, стремившихся обрести самостоятельность от быстро распадавшегося Хазарского каганата.

Молодое государство уже давно тяготело к исламу. Существуют отрывочные сведения, что часть булгар еще в VIII веке приняли новую религию. Одну из легенд приводит в своем исследовании историк Я. Нугман: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: „Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?“ Оба они сказали: „Да“. Он их лечил, и они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны».

Первоначально на территории Волжской Булгарии возникло два эмирата: Булгарский и Суварский. После того, как в 80-х годах Х ст. окончательно рухнул Хазарский каганат, эмираты объединились в одно государство. На этот же период приходится несколько тяжелых военных кампаний против Киевской Руси, которая стремилась усилить свое влияние в бассейне Камы и Волги.

Выдержав натиск соседей, булгары установили экономические и политические связи с мусульманскими государствами Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока. Значительное внимание им пришлось уделять Дешт-и-Кипчаку (Кыпчакская степь) — огромной территории расселения тюркских кочевых племен, которая тянулось полосой от Дуная, через всю территорию нынешнего юга Украины до сибирской реки Иртыш.

Эффект от принятия ислама сказался в Булгарском государстве очень скоро. Хан Алмыш обратился за помощью к правителю Багдадского халифата — в ответ из Багдада было отправлено посольство, включавшее строителей, архитекторов, ремесленников и знатоков ислама. У историка Ибн Фадлана сохранилось красочное описание этого посольства: «В прекрасный воскресный день 12 мая 922 года багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш — сошел с коня и низко поклонился. По обычаю над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».

За короткий исторический срок в Волжской Булгарии были построены многочисленные города (в настоящее время известно о 170 городских поселениях), величественные мечети, мавзолеи и медресе. Поначалу столицей государства был город Болгар, а начиная с XII века ею стал Биляр. В киевских летописях Биляр называли «Великим городом», и он полностью соответствует этому названию.

О том, что жители Волжской Булгарии были ревностными мусульманами, сообщает персидский источник «Худуд аль-Алам»: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все жители мусульмане; из него выходит до 20 тысяч всадников. Со всяким войском кафиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».

Биляр во времена расцвета Волжской Булгарии размещался на 600 га, а его население превышало 50 тысяч человек. В начале XIII века по численности населения Биляр превышал такие города как Лондон, Париж или Рим. Города Волжской Булгарии напоминали города Киевской Руси: они были окружены рвами, земляными валами, поверх которых сооружались деревянные стены и башни. Центральным зданием Биляра была мечеть. Она состояла из двух частей — деревянной и каменной. Площадь мечети составляла около 2000 квадратных метров. Она была одним из самых больших сооружений в Европе того времени.

В XI веке на границах Волжской Булгарии появились тюркские племена кыпчаков-половцев. Если раньше булгарам удавалось поддерживать в целом дружественные или нейтральные взаимоотношения с кочевниками, то на этот раз все было иначе. Незадолго до появления половецких орд большая группа тюркских кочевников — вероятно, это были печенеги — приняла ислам. Об этом есть сообщение арабского историка Ибн Аль-Асира: «Приняли ислам 10 тысяч кибиток неверных тюрков, которые, бывало, делали ночные набеги на мусульманские города в краях Баласагуна и Кашгара, грабили их и учиняли беспорядки… Они проводили лето в краях Булгара, а зимовали в краях Баласагуна, но когда приняли ислам, то рассеялись по стране».

Вытеснившие печенегов половцы регулярно совершали нападения на поселения булгар, порой атаковали даже города. В 1117 году половецкий хан Аепа, хорошо известный по летописям Киевской Руси, собрав большое войско, вторгся на земли Волжской Булгарии. Вероятно, булгары вступили в переговоры с грозным противником. В знак своего расположения, согласно летописному сообщению, булгары прислали Аепе некое отравленное «питие», после которого он вместе со своими князьями «помроша».

Лишившись своих предводителей, половцы в спешке оставили Волжскую Булгарию, вернувшись в степи Причерноморья. Однако смерть хана не осталась без ответа. Зять Аепы, владимирский князь Юрий Долгорукий решил отомстить за гибель хана. Он совершил несколько походов против булгар, что входило в явное противоречие с политикой киевского князя Владимира Мономаха, направленного на усмирение половецкой агрессии.

Однако война с Долгоруким и половцами не помешала экономическому, политическому и военному усилению Волжской Булгарии. К середине XII века это государство расширяет свою территорию, выйдя к берегам Каспийского моря и захватив дельту Волги. Форпостом булгар в этом регионе был город Саксин. Знаменитый арабский путешественник и писатель Аль-Гарнати, некоторое время живший в Саксине, так описывает этот город: «В середине города живет эмир жителей Булгара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная мечеть, другая, где молится народность, которую называют „жители Сувара“ — она тоже многочисленная».

В 1183 году один из претендентов на булгарский престол обратился за помощью к половцам. Однако поход на столицу Волжской Булгарии завершился бесславно: орда была разбита, а претендент вынужден был бежать. В дальнейшем, согласно сведениям летописей, половцы все чаще становятся союзниками булгар, особенно после появления в Восточной Европе монголов.

В 1223 году объединенные отряды половцев и князей Руси были разгромлены монгольской армией Субедея и Джебе. Возвращаться на родину завоевателям пришлось через территории, принадлежавшие Волжской Булгарии. И вот тут их ожидал неприятный сюрприз: булгары подготовились ко вторжению и смогли нанести монголам чувствительные потери. Лишь с огромным трудом Субедею удалось прорваться в Кыпчакскую степь и вернуться домой.

Спустя полтора десятилетия булгары и половцы вновь бились плечом к плечу против армий Бату-хана, но их сил оказалось недостаточно для победы, что привело Волжскую Булгарию к гибели. Что касается половцев, то они смогли ассимилировать монголов, став главной цементирующей силой Золотой Орды, а впоследствии и Крымского ханства.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.