В 1225 году сын монгольского властителя Чингисхана, Джучи, получил в качестве наследного владения улус, включавший земли Дешт-и-Кыпчака и северную часть Хорезма. В 1227 году Джучи умер, и улус достался его сыну, Бату. Большинство населения Улуса Джучи составляли тюркские народы. Монголы были незначительным меньшинством, однако занимали большинство важнейших должностей в системе государственного управления и вооруженных сил.
Бату большую часть жизни провел в военных походах, завоевав всю Восточную Европу, включая Русь. Постоянные контакты монголов с тюрками и межнациональные браки привели к быстрой ассимиляции завоевателей. Вот как об этом пишет арабский историк Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Фадлаллах аль-Умари (1301–1348) в сочинении «Пути взоров по государствам разных стран»:
«В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары (монголы. — А. С.), кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их. Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменяет прирожденные черты согласно ее природе».
Востоковед В. Бартольд отмечал: «Монгольский элемент не мог быть в Золотой Орде значителен, и преобладание турецкого (тюркского) языка, вероятно, установилось довольно скоро, особенно с тех пор, как прекратилась связь Золотой Орды с Монголией».
В этой связи интересно замечание А. Григорьева, который убежден, что процесс тюркизации Золотой Орды полностью завершился к 80-м годам XIV столетия: «Мы не имеем ни одного документального подтверждения монголоязычия золотоордынских ханов, то есть Чингизиды становятся тюрками», — утверждает Григорьев в своей статье «Официальный письменный язык Золотой Орды XIII–XIV вв.».
В 1266 году Улус Джучи (Золотая Орда) становится независимым государством. К этому времени в нем уже функционировал эффективный аппарат управления, и была развитая система делопроизводства. По мнению исследователя Л. Абзалова, деятельность канцелярской службы является одним из наиболее важных показателей цивилизационного развития общества. Что касается канцелярии Золотой Орды, то тут мы видим исключительно сложный механизм, когда чиновники государства были обязаны владеть несколькими языками, причем не только устными, но и письменными.
Так, помимо монгольского языка, для которого был принят уйгурский алфавит, в Улусе Джучи функционировал золотоордынский тюрки, использовавший, как правило, арабское письмо. Многообразные внешнеполитические и торговые связи Золотой Орды требовали от чиновников знания персидского и арабского языков. К примеру, визирь хана Берке Шараф ад-Дин аль-Казвини помимо монгольского свободно владел тюркским и арабским языками.
Многие современные исследователи полагают, что золотоордынский тюрки — это татарский язык, прямой предшественник современного крымскотатарского языка. Итальянский дипломат и путешественник Плано Карпини писал: «Мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам… И мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские, и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». Из этого отрывка хорошо видно, что уже в середине XIII века при дворе хана функционировала канцелярская служба, способная обеспечить государственный аппарат необходимыми документами, а также имевшая штат квалифицированных переводчиков.
В вышедшей еще в XIX веке монографии крупнейшего специалиста в области золотоордынского источниковедения И. Березина «Тарханные ярлыки Токтамыша, Тимур-Кутлуга и Саадет-Гирея» автор делает следующее заключение относительно официального письменного языка Улуса Джучи:
«Постоянным языком деловых бумаг и грамот в Орде был тюркский, древнего северного наречия, относящийся к уйгурскому (старому джагатайскому или вообще к старому тюркскому). Это заключение относится и к временам мусульманским».
Сохранившихся в подлиннике документов канцелярской службы Золотой Орды можно пересчитать буквально по пальцам. Это ярлык хана Токтамыша Беку-Хаджи, который датируется 19 февраля 1381 года, ярлык хана Токтамыша польскому королю Владиславу Ягайло (1393), послания ханов Улуг Мухаммада (1428), хана Махмуда (1466) и хана Ахмада (1477). Помимо этого, значительный массив золотоордынских документов сохранился в виде копий и переводов на разные европейские языки.
Важные сведения о работе ханской канцелярии можно почерпнуть из работ арабских и персидских историков и путешественников. Особый интерес представляют работы чиновников государства Хулагуидов (ильханов), в котором долгое время сохранялись традиции и правила, присущие всей Монгольской империи эпохи правления чингизидов. В 1366 году Мухаммад Хиндушах Нахчивани написал «Руководство для писца при определении степеней». Этот трактат является своеобразным учебником, где во всех подробностях описываются необходимые писцу навыки и знания для работы в ханской канцелярии.
Золотоордынские писцы (битикчи) были интеллектуальной элитой общества. Обычно эта должность передавалась по наследству, от отца к сыну. Благодаря этой системе происходила передача всех необходимых битикчи знаний и навыков. Обучение писца начиналось с малых лет, чтобы ученик мог не только научиться грамотно писать, но и овладеть искусством каллиграфии. Выдающийся тюркский поэт Юсуф Баласагуни писал (перевод С. Иванова. — Ред.):
Писец должен быть просвещен и умен,
В письме изощрен, да и в слоге силен.
Изящность письма — что отрада для сердца,
И чтенье приятно для взгляда, для сердца.
А если по почерку ладен и слог,
Весь строй у письма и у речи высок.
Вероятно, значительная часть канцелярских служащих в первое столетие существования Золотой Орды была представлена уйгурами, в целом же государственный аппарат был многонациональным. После принятия Улусом Джучи в качестве государственной религии ислама все важнейшие должности занимали исключительно мусульмане, хотя в качестве переводчиков могли служить выходцы из немусульманских стран.
Упадок Золотой Орды, начавшийся во второй половине XIV века, а также ослабление международных связей приводит к деградации системы делопроизводства в государстве. Последовавший затем распад Улуса Джучи подтолкнул правителей новообразованных государств создавать собственные канцелярии, которые были вынуждены работать в изменившихся политических реалиях.
Александр Степанченко