Исламофобия в сети

Исламофобия в сети
Ненависть и речь вражды против мусульман ходят в фейсбуке с помощью антиисламских публикаций, объявлений, частных групп и других материалов.
Исламофобия в сети
Фейсбук распространял и культивировал исламофобию среди пользователей соцсети
Исламофобия в сети
Комментарии в фейсбуке
Исламофобия в сети
Исламофобия в сети
Исламофобия в сети
23.12.2021
Оцените статью: 
(184 оценки)
Islam in Ukraine
Аватар пользователя Islam in Ukraine

Виктория Нестеренко

В конце 2020 года правозащитная организация Muslim Advocates и Глобальный проект против ненависти и экстремизма (GPAHE) представили отчет под названием «Цена человека: как „Фейсбук“ пренебрегает жизнями мусульман».

Результаты этого отчета свидетельствуют о губительном влиянии соцсети «Фейсбук» на сообщества мусульман в разных странах и демонстрируют, как «Фейсбук» сознательно игнорирует создаваемые в соцсети опасности с помощью антиисламских нарративов. Прежде всего, в документе говорится, что «Фейсбук» распространял и культивировал исламофобию среди пользователей соцсети, и это привело к реальному насилию в отношении 270 млн мусульман, живущих в девяти странах: Китае, Германии, Венгрии, Индии, Мьянме, Новой Зеландии, Шри-Ланке, Швеции и США.

«„Фейсбук“, безусловно, является мировым двигателем борьбы против мусульман. Время для обсуждения этого вопроса истекло. „Фейсбук“ должен действовать сейчас и прекратить антимусульманскую вражду на своей платформе, независимо от того, кто или какая организация ее распространяет», — отмечается в отчете.

ООН заявляла, что «Фейсбук» играл «определяющую роль» в геноциде мусульманской общины рохинджа в Мьянме. А в Индии Комитет мира и гармонии Государственной ассамблеи выявил, что «Фейсбук» был соучастником беспорядков в Дели в феврале 2020 года, и  что нужно расследовать каждый случай, начиная с 2014 года. Похоже, «Фейсбук» сотрудничал с антимусульманскими режимами, такими как нынешняя правящая партия в Индии, для защиты языка вражды, который транслировало руководство партии, что противоречит политике этой соцсети по борьбе с ненавистью.

В 2015 году после ужасных терактов в Париже, когда  некоторые представители мусульманского сообщества почувствовали на себе язык ненависти, основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг пообещал сделать свою платформу социальных сетей безопасным домом для мусульман. 17-летний парень из Франции тогда написал: «В „Фейсбуке“ — поток призывов к насилию в отношении мусульман». Цукерберг, в свою очередь, заявил:

«После нападений в Париже на этой неделе я могу представить, какой страх испытывают мусульмане из-за того, что их будут преследовать за действия других людей. Как лидер «Фейсбука», я заявляю, что мы будем стоять на страже ваших прав и создадим для вас мирную и безопасную среду».

С тех пор как Цукерберг взял на себя это обязательство, «Фейсбук» был использован для организации геноцида рохинджа в Мьянме (октябрь 2016), массовых убийств мусульман в Индии, беспорядков и убийств мусульман на Шри-Ланке. Ненависть и язык ненависти против мусульман распространяются в «Фейсбуке» с помощью антиисламских публикаций, объявлений, частных групп и других материалов. Вооруженные антимусульманские акции протеста в США координируются на фейсбук-страницах событий. Расстрел мусульман в мечети новозеландского города Крайстчерч в 2019 транслировался в прямом эфире на «Фейсбуке» с бесконечными репостами по всему миру.

Впрочем, язык ненависти в отношении мусульман в сети не ограничивается ни «Фейсбуком», ни географией. К сожалению, в Украине тоже нашлось место антимусульманской риторике. Это своеобразный парадокс между ненавистью к украинскому сообществу мусульман и благожелательностью к Крыму со всем его культурным наследием и крымским татарам, исповедующим ислам. Через 20 лет после терактов 11 сентября стереотипы, связывающие мусульман с терроризмом, вышли за рамки газетных материалов и телевидения. Исследования соцсетей вызывают тревогу относительно уровня исламофобии: он быстро растет в цифровом пространстве, в  том числе благодаря ультраправым группировкам, которые используют дезинформацию и конспирологические теории, чтобы очернить мусульман и ислам. Это касается твиттер-аккаунтов и телеграмм-сообществ, где часть страниц определенным образом транслирует язык исламофобии, ксенофобии и других форм ненависти.

Не менее важную роль в возбуждении вражды играют СМИ, чаще сосредоточенные на освещении негативных событий в арабо-мусульманском мире или акцентирующие на этническом происхождении человека, которое его читатели, зрители ассоциируют с религией ислам. В то же время в украинских СМИ встречается неправильное использование терминологии, подмена понятий. Например, когда используется словосочетание «украинцы и мусульмане», предусматривающее разделение на «своих» и «чужих» — будто бы украинцы не могут исповедовать ислам и, наоборот, мусульмане не могут быть украинцами. Также в информационном пространстве периодически появляются заказные статьи с заголовками типа «Аллах в Запорожье», «Украину хотят сделать хабом для исламского терроризма» и прочие материалы, не имеющие доказанных или проверенных фактов. Однако следует отметить, что в последнее время украинские медиа стали все больше интересоваться повседневной жизнью мусульман Украины, их достижениями и все чаще выпускают материалы на эти темы, противодействуя таким образом стереотипам и популяризируя соблюдение журналистских стандартов.

Медийные нарративы оказывают достаточно сильное влияние на пользователей соцсетей, особенно на тех, кто никогда непосредственно не контактировал с представителями других религий, в частности с последователями ислама, поэтому в соцсетях можно заметить язык ненависти и резкую негативную реакцию на любые новости о жизни украинских мусульман. Особенно негативные комментарии видим на фейсбук-страницах с украинской аудиторией. Большинство оскорблений исходят от небольшого количества «провокаторов» — аккаунтов, способствующих распространению исламофобии, а боты (фейковые учетные записи) все это «подогревают» и манипулируют пользователями при обсуждении определенных тем. Достаточно показательны комментарии под новостями, связанными с мусульманами в Украине, на страницах популярных СМИ с большим охватом: о строительстве мечети в Киеве или о создании места для молитвы в Харьковском аэропорту. В этом есть также психологический аспект: обычно в соцсетях люди чувствуют себя свободнее, не боятся говорить то, что думают на самом деле, хотя в реальной жизни представители украинских мусульман очень редко сталкиваются с проявлениями нетолерантного отношения или дискриминации на почве религиозной нетерпимости.

В то же время эскалация исламофобии в украинском информационном пространстве происходит посредством увеличения определенного количества анонимных аккаунтов и сообществ в соцсетях, которые распространяют идеи радикального исламизма, создавая впечатление о наличии в Украине сторонников экстремистских групп и отталкивая людей, принадлежащих к другим конфессиям, вызывая антипатию к мусульманам в целом. Что интересно, большинство таких страниц в «Фейсбуке» и «Инстаграме» ведутся исключительно на русском языке, пропагандируют абсурдные религиозные догмы, презирают сторонников других религий и призывают не соблюдать общепринятые общественные нормы и законы. Кто создает такие страницы и с какой целью — вопрос риторический.

Исследователь дезинформации Юхан Фаркас (Johan Farkas) с коллегами исследовал подобные фейковые фейсбук-аккаунты в Дании, которыми управляют отдельные лица или группы, выдающие себя за радикальных исламистов. Анализ одиннадцати фейковых страниц показал, что организаторы публиковали злостные заявления об этнических датчанах и датском обществе, угрожали исламским захватом страны. «Фейсбук» удалил их аккаунты из-за нарушения политики соцсети, однако позже они снова появились, под другими названиями. Команда Фаркаса не смогла определить, кто именно создавал страницы, но обнаружила признаки, указывающие на одно и то же лицо или группу под прикрытием. Эти фейковые аккаунты смогли вызвать тысячи враждебных и расистских комментариев в отношении мусульман, которым, по мнению пользователей, принадлежали страницы. Но они также вызвали гнев мусульманского общества Дании, в том числе беженцев. Такие комментарии часто вписываются в более широкий взгляд на мусульман, как на угрозу «западным ценностям» и «сохранению нации», и свидетельствуют, что исламофобия выходит за пределы религиозной нетерпимости.В конце 2020 года правозащитная организация Muslim Advocates и Глобальный проект против ненависти и экстремизма (GPAHE) представили отчет под названием «Цена человека: как „Фейсбук“ пренебрегает жизнями мусульман».

Результаты этого отчета свидетельствуют о губительном влиянии соцсети «Фейсбук» на сообщества мусульман в разных странах и демонстрируют, как «Фейсбук» сознательно игнорирует создаваемые в соцсети опасности с помощью антиисламских нарративов. Прежде всего, в документе говорится, что «Фейсбук» распространял и культивировал исламофобию среди пользователей соцсети, и это привело к реальному насилию в отношении 270 млн мусульман, живущих в девяти странах: Китае, Германии, Венгрии, Индии, Мьянме, Новой Зеландии, Шри-Ланке, Швеции и США.

«„Фейсбук“, безусловно, является мировым двигателем борьбы против мусульман. Время для обсуждения этого вопроса истекло. „Фейсбук“ должен действовать сейчас и прекратить антимусульманскую вражду на своей платформе, независимо от того, кто или какая организация ее распространяет», — отмечается в отчете.

ООН заявляла, что «Фейсбук» играл «определяющую роль» в геноциде мусульманской общины рохинджа в Мьянме. А в Индии Комитет мира и гармонии Государственной ассамблеи выявил, что «Фейсбук» был соучастником беспорядков в Дели в феврале 2020 года, и  что нужно расследовать каждый случай, начиная с 2014 года. Похоже, «Фейсбук» сотрудничал с антимусульманскими режимами, такими как нынешняя правящая партия в Индии, для защиты языка вражды, который транслировало руководство партии, что противоречит политике этой соцсети по борьбе с ненавистью.

В 2015 году после ужасных терактов в Париже, когда  некоторые представители мусульманского сообщества почувствовали на себе язык ненависти, основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг пообещал сделать свою платформу социальных сетей безопасным домом для мусульман. 17-летний парень из Франции тогда написал: «В „Фейсбуке“ — поток призывов к насилию в отношении мусульман». Цукерберг, в свою очередь, заявил:

«После нападений в Париже на этой неделе я могу представить, какой страх испытывают мусульмане из-за того, что их будут преследовать за действия других людей. Как лидер «Фейсбука», я заявляю, что мы будем стоять на страже ваших прав и создадим для вас мирную и безопасную среду».

С тех пор как Цукерберг взял на себя это обязательство, «Фейсбук» был использован для организации геноцида рохинджа в Мьянме (октябрь 2016), массовых убийств мусульман в Индии, беспорядков и убийств мусульман на Шри-Ланке. Ненависть и язык ненависти против мусульман распространяются в «Фейсбуке» с помощью антиисламских публикаций, объявлений, частных групп и других материалов. Вооруженные антимусульманские акции протеста в США координируются на фейсбук-страницах событий. Расстрел мусульман в мечети новозеландского города Крайстчерч в 2019 транслировался в прямом эфире на «Фейсбуке» с бесконечными репостами по всему миру.

Впрочем, язык ненависти в отношении мусульман в сети не ограничивается ни «Фейсбуком», ни географией. К сожалению, в Украине тоже нашлось место антимусульманской риторике. Это своеобразный парадокс между ненавистью к украинскому сообществу мусульман и благожелательностью к Крыму со всем его культурным наследием и крымским татарам, исповедующим ислам. Через 20 лет после терактов 11 сентября стереотипы, связывающие мусульман с терроризмом, вышли за рамки газетных материалов и телевидения. Исследования соцсетей вызывают тревогу относительно уровня исламофобии: он быстро растет в цифровом пространстве, в  том числе благодаря ультраправым группировкам, которые используют дезинформацию и конспирологические теории, чтобы очернить мусульман и ислам. Это касается твиттер-аккаунтов и телеграмм-сообществ, где часть страниц определенным образом транслирует язык исламофобии, ксенофобии и других форм ненависти.

Не менее важную роль в возбуждении вражды играют СМИ, чаще сосредоточенные на освещении негативных событий в арабо-мусульманском мире или акцентирующие на этническом происхождении человека, которое его читатели, зрители ассоциируют с религией ислам. В то же время в украинских СМИ встречается неправильное использование терминологии, подмена понятий. Например, когда используется словосочетание «украинцы и мусульмане», предусматривающее разделение на «своих» и «чужих» — будто бы украинцы не могут исповедовать ислам и, наоборот, мусульмане не могут быть украинцами. Также в информационном пространстве периодически появляются заказные статьи с заголовками типа «Аллах в Запорожье», «Украину хотят сделать хабом для исламского терроризма» и прочие материалы, не имеющие доказанных или проверенных фактов. Однако следует отметить, что в последнее время украинские медиа стали все больше интересоваться повседневной жизнью мусульман Украины, их достижениями и все чаще выпускают материалы на эти темы, противодействуя таким образом стереотипам и популяризируя соблюдение журналистских стандартов.

Медийные нарративы оказывают достаточно сильное влияние на пользователей соцсетей, особенно на тех, кто никогда непосредственно не контактировал с представителями других религий, в частности с последователями ислама, поэтому в соцсетях можно заметить язык ненависти и резкую негативную реакцию на любые новости о жизни украинских мусульман. Особенно негативные комментарии видим на фейсбук-страницах с украинской аудиторией. Большинство оскорблений исходят от небольшого количества «провокаторов» — аккаунтов, способствующих распространению исламофобии, а боты (фейковые учетные записи) все это «подогревают» и манипулируют пользователями при обсуждении определенных тем. Достаточно показательны комментарии под новостями, связанными с мусульманами в Украине, на страницах популярных СМИ с большим охватом: о строительстве мечети в Киеве или о создании места для молитвы в Харьковском аэропорту. В этом есть также психологический аспект: обычно в соцсетях люди чувствуют себя свободнее, не боятся говорить то, что думают на самом деле, хотя в реальной жизни представители украинских мусульман очень редко сталкиваются с проявлениями нетолерантного отношения или дискриминации на почве религиозной нетерпимости.

В то же время эскалация исламофобии в украинском информационном пространстве происходит посредством увеличения определенного количества анонимных аккаунтов и сообществ в соцсетях, которые распространяют идеи радикального исламизма, создавая впечатление о наличии в Украине сторонников экстремистских групп и отталкивая людей, принадлежащих к другим конфессиям, вызывая антипатию к мусульманам в целом. Что интересно, большинство таких страниц в «Фейсбуке» и «Инстаграме» ведутся исключительно на русском языке, пропагандируют абсурдные религиозные догмы, презирают сторонников других религий и призывают не соблюдать общепринятые общественные нормы и законы. Кто создает такие страницы и с какой целью — вопрос риторический.

Исследователь дезинформации Юхан Фаркас (Johan Farkas) с коллегами исследовал подобные фейковые фейсбук-аккаунты в Дании, которыми управляют отдельные лица или группы, выдающие себя за радикальных исламистов. Анализ одиннадцати фейковых страниц показал, что организаторы публиковали злостные заявления об этнических датчанах и датском обществе, угрожали исламским захватом страны. «Фейсбук» удалил их аккаунты из-за нарушения политики соцсети, однако позже они снова появились, под другими названиями. Команда Фаркаса не смогла определить, кто именно создавал страницы, но обнаружила признаки, указывающие на одно и то же лицо или группу под прикрытием. Эти фейковые аккаунты смогли вызвать тысячи враждебных и расистских комментариев в отношении мусульман, которым, по мнению пользователей, принадлежали страницы. Но они также вызвали гнев мусульманского общества Дании, в том числе беженцев. Такие комментарии часто вписываются в более широкий взгляд на мусульман, как на угрозу «западным ценностям» и «сохранению нации», и свидетельствуют, что исламофобия выходит за пределы религиозной нетерпимости.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.